board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь

Краткий словарь литературоведческих терминов

Выберите интересующую вас букву:

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [К] [Л] [М] [Н] [О] [П] [Р] [С] [Т] [У] [Ф] [Х] [Ц] [Э]


         ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ Идеал — это представление о совершенстве. В И. э. всегда — мечта о будущем. О необходимости такой мечты писал В. И. Ленин, приводя слова Д. Писарева: если бы человек «не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое' творение, которое только начинает складываться под его рука-ми,—тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области науки, искусства и практической жизни...» Таким образом, И.э. организует ум и волю человека, делает его более целеустремленным. В соответствии с различными сферами деятельности И. э. могут быть социальные, политические, научные и т. д. Социальный И.э.— представление о совершенном общественном строе, научный И.э.— об истине и путях ее достижения, моральный И.э.— о нормах поведения в обществе. И.э. охватывает особую область интересов. И.э.— представление о наиболее полном и свободном развитии физических и духовных способностей человека, о совершенстве человеческой личности и общества. Наиболее полно И. э. выражается в искусстве и литературе, в художественном творчестве. Встреча с явлениями, приближающимися к И. э., доставляет эстетическое наслаждение, «светлую радость», как определил это чувство Н. Г. Чернышевский.
         Характерна форма выражения И.э. Политические, социальные или моральные И. э. могут быть выражены в обобщенных понятиях, например: «Мой идеал республика» или «Человек должен быть честным», а И.э. получает образное воплощение. Глубина проникновения в законы развития жизни сочетается при этом с наглядностью, индивидуальной конкретностью. Поэтому именно искусство является сферой проявления И. э. в их наибольшей полноте. Так, в античном обществе И.э. выразились в образах храбрых греческих воинов в «Илиаде», особенно в образе Ахилла.. Возрождение запечатлело свои И.э. гармонической личности в образах, созданных Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микелан- джело («Давид»).
         Характерно, что для первой половины XIX века словом «И» иногда пользовались для обозначения положительного героя: «Татьяны милый идеал» (Пушкин). Однако роль искусства состоит не в том, чтобы запечатлеть И. э. в отдельном образе. Вдохновляющая сила И. э. проявляется, как правило, во всей системе образов произведения. Даже через отрицательные образы может быть выражен И. э. Показывая тех, кто дальше всех отошел от Н.э., вскрывая их ничтожество, писатель вызывает возмущение и протест против нарушения гармонии, будит тоску по Н.э., как это делали Мольер, Свифт, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Маяковский в своих сатирических произведениях. Своеобразие И. э. в том и заключается, что эстетические оценки не только убеждают, воздействуя на разум, но и рождают эмоциональный отклик, волнуют сердце. Поэтому, изображая определенные явления и человеческие характеры, как положительные, так и отрицательные, художник вызывает сочувствие к своему И. э., делает читателя своим соратником и последователем, подсказывает «делать жизнь с кого» (В. Маяковский). В этом заключается вклад искусства в эстетическое воспитание общества.
         При всей своей индивидуальности характер идеала определяется общественными причинами, тем, интересы какого коллектива человек принимает как свои собственные. И. э.— категория общественно-историческая, представление о прекрасном меняется в зависимости от общественной позиции его защитника. Ведь борьба за Н.э.— это борьба за будущее человечества, за те пути, по которым оно пойдет. Борьба за Н.э.— это воспитание человека грядущих поколений. Наше общество, как это было еще раз подчеркнуто на XXV съезде КПСС,—«общество твердой уверенности в будущем, светлых коммунистических перспектив. Перед ним открыты безграничные просторы дальнейшего всестороннего прогресса» (Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 87). Поколение борцов, осуществивших революцию, поставило своих последователей перед новым И. э.— гармонического человека коммунистического общества — и передало ему свою потребность бескорыстного служения общему делу, воспринятому как личное. Литература социалистического реализма многообразно отражает этот новый И. э. С. К.


         ИМАЖИНИЗМ (от франц. image — образ)—малозначительное литературное течение в русской поэзии, существовавшее с 1919 года несколько лет. Его представители: В. Шершеневич, Р. Ив-нев, А. Мариенгоф, А Кусиков. Имажинисты провозглашали «победу образа над смыслом» (В. Шершеневич). Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но оно должно было быть насыщено словесными образами, являться «толпой образов». Имажинисты создали много стихов по таким рецептам:

    В небе облак лохматой дворняжкой
    По-собачьему звонко плачет.
                                                 (А. Кусиков.)

         В целом поэзия И., претендуя на новаторство, граничит с формализмом. Некоторое время с этой группой был связан С. Есенин, но вскоре от нее отошел, не будучи, по существу, к ней творчески близок. Его «имажинистские» образы были подлинно органичны, не были лишены глубокого, точного смысла, например:

    Ягненочек — кудрявый месяц —
    Пасется в голубой траве,

    или:

    Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.
    Над речным покровом берегов
    Слышен синий лязг ее подков.

         Связь С. Есенина с этой группой и определила известную популярность И., хотя сама по себе роль И. была невелика. С. Н.


         ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression — впечатление) — художественное направление (течение), возникшее во Франции в последней четверти XIX века. В живописи И. выдвинул выдающихся мастеров (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, в России — К. Коровин) и составил целую эпоху в истории мирового искусства.      В истории литературы И. не сложился как особое направление. В этом смысле об И. можно говорить лишь как о явлении стиля того или иного писателя.      Разумеется, понятия стиля в живописи и литературе не совпадают. Для И. в живописи воспроизведение «впечатления» от предмета, изображение изменчивости, текучести явлений, особая палитра красок, позволяющая передать игру освещения, придающего разный облик одному и тому же предмету (утром, днем, вечером, в солнечный или в пасмурный день), органически связаны со всей эстетической позицией художника, определяют его метод.      В литературе черты И. можно встретить в произведениях писателей разных направлений: и у реалиста, и у натуралиста. Они выполняют разную, но подчиненную функцию.      Так, в лирике русских поэтов можно встретить отдельные импрессионистские строфы, например в стихотворении А. Фета «Шепот, робкое дыханье...»:

    Шепот, робкое дыханье.
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица...

    impressionism.JPG

    Живопись французского импрессионизма..
    К.Моне.
    Дама в саду (1865 - 1866)

         Нетрудно заметить, что в отличие от других стихотворений того же поэта, в которых дано объективное изображение окружающего мира (например: «Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало...»), в приведенных выше строках переданы прежде всего впечатления, ощущения, личное, при этом сиюминутное восприятие ночи («серебро ручья», «ночные тени», едва уловимый облик «милого лица»). С. Т.


         ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ (интеллектуальный роман, интеллектуальная драма и т. п., иногда говорят «роман-концепция», «драма-концепция») — понятие, возникшее в литературоведении в последние десятилетия для обозначения художественных произведений, в которых внимание автора сосредоточено не столько на изображении самой жизни, человеческих характеров, сколько на идейных, теоретических спорах, которые ведут действующие лица.
    Интеллектуальными (т. е. насыщенными глубокой мыслью) являются почти все великие произведения мировой литературы — Шекспира, Гете, Пушкина, Стендаля, Л. Толстого. Но, как говорил Белинский, художник тем и отличается от ученого, что он мыслит образами, а не силлогизмами (понятиями). И в «Гамлете» и в «Войне и мире» мысли писателя раскрываются через систему образов, через характеры героев, а характеры и события психологически мотивированы.
         Термин «И. ж.» применяется не к этим произведениям, а к таким, в которых, вопреки формуле Белинского, хотя и намечены характеры и события, но суть оказывается не в них, поскольку писатель мыслит не столько образами, сколько понятиями. Роман или драма превращаются в притчу (см. Притча 2). Хотя традиция И. ж. восходит к веку Просвещения (философские повести Вольтера, Дидро), особое значение И. ж. приобрели в литературах Запада в XX веке. И. ж. не составляют особого течения (направления) в литературе: произведения И. ж. можно встретить у писателей разных течений.
         Среди видных представителей критического реализма XX в. автором интеллектуального романа можно назвать французского писателя Анатоля Франса («На белом камне», «Восстание ангелов» и др.), немецкого писателя Томаса Манна («Волшебная гора», «Лотта в Веймаре», «Доктор Фаустус»).
         В литературе социалистического реализма к И. ж. относят драмы Бертольта Брехта. Например, в драме «Добрый человек из Сычуани» Брехт показывает, как ведут себя два человека: добрый и злой. Героиня великодушна, доброжелательна к людям, готова помочь другим в нужде. А ее «двоюродный брат» — жесток, беззастенчив, черств в обращении с другими. В конце пьесы выясняется, что нет двух персонажей, нет «двоюродного брата», это — один человек, женщина, которой хотелось быть и доброй и справедливой. Но в обществе, основанном на частной собственности, действует закон конкуренции, в которой слабый погибает, а сильный и эгоистичный выживает. И добрый, чтобы выжить, становится злым, как бы делается другим человеком.
         Брехт сам назвал свою пьесу «параболой», т. е. притчей, над которой зритель призван размышлять, чтобы прийти к пониманию основ буржуазного общества. Автора при этом не интересует внешнее правдоподобие. Место действия условно (почему выбрана именно китайская провинция Сычуань, автор не мотивирует), условны персонажи (среди них даже есть боги, которые спускаются на землю, чтобы выяснить, есть ли на свете добрые люди) и условен, как показано выше, самый сюжет, в ходе которого героиня раздваивается и выступает на сцене в двух разновидностях.
         В советской литературе к И. ж. можно отнести произведения литовского поэта Э. Межелайтиса, в известной мере философскую лирику Л. Мартынова. С. Т.