board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь

Краткий словарь литературоведческих терминов

Выберите интересующую вас букву:

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [К] [Л] [М] [Н] [О] [П] [Р] [С] [Т] [У] [Ф] [Х] [Ц] [Э]


         КОНФЛИКТ (от лат. conflictus — столкновение) — противоборство, столкновение, в литературном произведении воплощенное в сюжете (см.). Следует различать жизненные и художественные К. Дело в том, что художник не просто переносит в свое произведение различные жизненные противоречия и столкновения, борьбу, он преломляет их в событиях, судьбах персонажей, созданных им самим. И от того, насколько убедителен и содержателен художественный К., будет зависеть общественная значимость произведения. Особенно важное значение К. имеет для создания драматургических произведений (см. Драма). А. С.


         КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ (от греч. kritike -- суждение, искусство разбираться, судить) — одна из составных частей литературоведения, т. е. науки о литературе. Тесно связанная с историей и теорией литературы, занятых преимущественно определением природы словесного творчества, установлением основных закономерностей эстетического освоения действительности, анализом классического литературного наследия, К. л.— в отличие от них — оценивает главным образом современное литературное развитие, истолковывает художественные произведения с точки зрения современности.
         Определяя идейно-эстетическое качество текущей книжной и журнальной литературно-художественной продукции, К-л. исходит при этом прежде всего из задач, стоящих перед обществом на данном этапе его развития. Рекомендуя читателю то или иное произведение или, напротив, отвергая его, вскрывая его органические изъяны, К. л. обосновывает свои объективные выводы, исходя из своего понимания значимости его содержания, равно как и степени формального совершенства и новизны.
         Произведение искусства, которое не расширяет духовного кругозора читателя, не доставляет человеку эстетического удовольствия, т. е. эмоционально бедно и в силу этого не воздействует на эстетическое чувство,— такое произведение не может быть признано подлинно художественным.
         Неразрывное единство формы и содержания, их соответствие — один из важнейших критериев оценки произведения искусства, в том числе и литературы.
         Своими корнями история К. л. уходит в далекое прошлое: критические суждения о литературе родились одновременно с появлением художественных произведений. Первые читатели из числа думающих, умудренных жизненным опытом и наделенных эстетическим чутьем и были, в сущности, первыми литературными критиками. Уже в эпоху античности К. л. формируется как относительно самостоятельная отрасль творчества.
         В последующие века К.л. неуклонно расширяет масштабы своей деятельности, становится влиятельной силой воздействия на общественное сознание. В этом отношении показательна роль, которую играли в идейной жизни XVIII столетия Лессинг в Германии, Дидро во Франции. Исключительно плодотворное влияние на народно-освободительное движение в России, на формирование передовых общественных воззрений, на становление и развитие реализма в русской литературе XIX века оказали В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, их соратники и преемники.
         Добролюбов и другие демократы-«шестидесятники» провозгласили в противовес эстетической критике (Дружинин, Боткин, Анненков), которая проповедовала так называемую теорию «искусства для искусства», задачу проверки литературы жизнью. «Реальная критика», исследуя литературу, выносила приговор самой жизни, запечатленной писателем. К. л. подвергала тщательнейшему анализу социальные процессы, рассматривала типические явления, ситуации, коллизии, опираясь на правдивые свидетельства, содержащиеся в произведениях писателей-реалистов. С этих позиций были разобраны, например, «Обломов» И. А. Гончарова, «Гроза» А. Н. Островского, романы И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, А. Ф. Писемского. К. л., с которой выступали русские революционные демократы, ближайшие предшественники социал-демократии, носила откровенно и целеустремленно публицистический характер.
         Марксистско-ленинская К. л. обозначила собой качественно новый этап в истории литературоведения. Суждения К. Маркса и Ф. Энгельса о литературе и искусстве (например, о драме Лассаля, романах Бальзака), статьи В. И. Ленина о Льве Толстом как зеркале русской революции являются непревзойденными образцами историко-диалектического подхода к анализу и оценке сложнейших художественных явлений. Весомый вклад в дело утверждения нового, марксистского критического метода внесли на Западе П. Лафарг, Ф. Меринг, Р. Люксембург, в России — Г. В. Плеханов, В. В. Боровский, А. В. Луначарский.
         Коммунистическая партия Советского Союза придает большое значение литературно-художественной критике, призванной содействовать дальнейшему расцвету искусства и литературы социалистического реализма, повышению его идейно-эстетического качества: эффективности воздействия на миллионную аудиторию. ЦК КПСС в ряде своих решений, требуя от литературно-художественной критики большей принципиальности и последовательности, соединения взыскательности с тактичным, бережным отношением к "творцам художественных ценностей, наметил пути дальнейшего ее совершенствования (см. постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» 1972 г.).
         Литературно-критические материалы занимают видное место во многих советских журналах, столичных и периферийных. В СССР издаются и специальные литературно-критические ежемесячники («Вопросы литературы», «Литературное обозрение»). У. Г.