board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь

Краткий словарь литературоведческих терминов

Выберите интересующую вас букву:

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [К] [Л] [М] [Н] [О] [П] [Р] [С] [Т] [У] [Ф] [Х] [Ц] [Э]


         МЕТАФОРА (от греч. mefaphora — перенос) —переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Уподобление живому существу называется олицетворением («с гор побежали ручьи» — Н. Некрасов), предмету — овеществлением («Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей» — Н. Тихонов). А. Ф. Г.


         МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, или т в о р ч е с к и й — одно из важнейших понятий литературоведения. Оно обозначает наиболее общие особенности образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют литературные течения (направления) в той или иной стране или ряде стран (например, реализм, романтизм, символизм и др.). Характер образного отражения жизни зависит прежде всего от того, как, на основе какого метода художник подходит к изображению действительности.
         М.х. складывается в определенных исторических условиях — писателей, приверженцев данного метода, объединяет представление об идеале, о человеке, который отвечает (или не отвечает) этому идеалу, стало быть, о типе героя, выборе соответствующего сюжета. Стиль (см.) писателя всегда индивидуален, но он обязательно связан с М.х., которого придерживается писатель.
         Многообразие исторической жизни общества порождает и многообразие проявлений М.х., поэтому в одно и то же время могут существовать и различные М.х. в зависимости от взгляда художника на задачи искусства.

    metodxydogestvenniy.JPG

    Живопись французского романтизма.
    Э. Делакруа.
    Свобода на баррикадах. Фрагмент (1831).

         Реалистическим М.х. свойственно тяготение к передаче реальных особенностей жизни (хотя возможно и обращение к условным формам, например, в сатире), в романтических резче сказывается субъективная позиция художника, придающая изображению более условный характер. Сравним с этой точки зрения две картины: Делакруа «Свобода на баррикадах» (1831) и Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881). Обе они связаны с реальными историческими событиями, рисуют прежде всего массовые народные сцены. Полотно Делакруа написано под впечатлением событий июльской революции 1830 года в Париже. Суриков изображает эпизод далекого прошлого — финал стрелецкого бунта против Петра I в 1698 году. Для Делакруа главным является стремление передать свое отношение к происходящему: изображение пронизано контрастами, как бы символизирующими смысл событий. В центре картины — полуобнаженная женская фигура со знаменем, один из цветов которого — красный —особенно контрастирует с темным фоном, где угадывается движение толпы. Крупный план на картине представлен двумя бойцами с оружием, мальчиком, стоящим рядом с женщиной, телами раненых и убитых. На заднем плане — отблески пожара, сквозь который видны выступы домов. Подчеркнуто-условный образ главной героини — женщины, под которой подразумевается сама Свобода, яркие контрасты в изображении движущейся массы людей, их страстного порыва вперед — все это отражает энтузиазм художника, ищущего исключительные обстоятельства и исключительных героев, чтобы передать пафос восстания и тем самым выразить свое отношение к миру.
         В центре внимания Сурикова — народная трагедия. На Красной "площади, на фоне возвышающегося в центре храма Василия Блаженного,— толпа, при этом каждый человек, а их около пятидесяти, показан как индивидуальность, у каждого свой характер, свое выражение. Справа высится фигура Петра I на коне, грозная и величественная, слева на переднем плане — гневный и перед лицом казни непокорившийся стрелец, в центре — рыдающая женщина с ребенком, в лаптях,— стрельчиха, оплакивающая мужа, которого ведут на казнь. Здесь говорит о себе каждая деталь, здесь нет мелочей, которые бы не означали главного: речь идет о трагедии народа на крутом повороте •истории. В этом основная историческая мысль художника. Ленин говорил, что Петр I не останавливался и перед «варварскими средствами борьбы против варварства» (Ленин В. И. Поли, собр. соч., т. 36, с. 301). Вот этот противоречивый момент русской истории и раскрыт в картине с глубокой скорбью и сочувствием к народу.
         В первой картине перед нами изображение народа дано романтиком, во втором он нарисован реалистом. Оба художника на стороне народа, но их картины различны по своему М.х.
         Можно привести другой пример, когда два писателя изображают одно и то же событие, но разными методами. Так, например, знаменитая битва при Ватерлоо, в которой Наполеон потерпел окончательное поражение, изображена романтически в романе Гюго «Отверженные» и реалистически в романе Стендаля «Пармская обитель».
         Великий исторический переворот, связанный с Октябрьской революцией (включая и период ее исторической подготовки), естественно, создал новые условия для развития мирового искусства, и в частности литературы, и тем самым для формирования нового М.х.— метода социалистического реализма.

    metodxydogestvenniy2.JPG

    Русская реалистическая живопись.
    И. Суриков.
    Утро стрелецкой казни (1881).

         Изучение М.х. имеет большое значение и для понимания закономерностей развития искусства и литературы и роли, которую играет в этом развитии индивидуальное творчество писателя. В критике существует ряд понятий, не расходящихся с понятием М.х.: направление, течение, стиль, литературная школа, литературная группа. Все они в конечном счете имеют в виду общность существенных особенностей в творчестве ряда писателей (иногда в ряде стран), складывающихся в ходе литературного развития в принципе на основе того или иного сходства социальных, идейных и прочих позиций писателей. Точное разграничение этих понятий в критике еще не достигнуто. В нашем «Кратком словаре...» мы говорим о М.х. как наиболее общем понятии, о направлениях и о течениях как о его различных историко-литературных проявлениях и о школах и группах как наиболее частных его формах. Л. Т.


         МЕТОНИМИЯ (греч. metonomadzo - переименовывать) - переносное значение слова, основанное на замене прямого названия предмета другим по смежности. В.М. переносное слово находится в определенной причинной зависимости - временной, ("полдень", "полночь"), пространственной ("восток", "запад"), предметной ("булат", вместо "оружие", "головушка моя дорогая" вместо "дорогой человек"), действенной (иногда действие обозначается местом, где оно произошло - "убит под Берлином"). А.Ф.Г.


         МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne — современный) —термин, которым обозначаются многие явления литературы и искусства XX века, именно этим веком рожденные (отсюда происхождение термина), новые по сравнению с искусством, возникшим ранее, прежде всего с реализмом XIX века.
         Поэтому понятием М. иногда характеризуются различные нереалистические направления, в том числе и такие, представители которых стояли на социально-прогрессивных позициях (например, левый экспрессионизм, футуризм (2). Эти направления сложились в новых, сложных общественно-исторических условиях — в жестокой атмосфере мировых войн, неразрешимых конфликтов эпохи кризиса капитализма. Писатели-модернисты ищут особых художественных средств, чтобы передать весь комплекс острых противоречий XX века. Реалистические средства представляются им недостаточно выразительными, устаревшими, прежде всего для воспроизведения душевного состояния человека, оказавшегося перед лицом буржуазного мира, его отчаяния и потерянности или гневного протеста.
         М. часто рассматривают и как проявление идеологии исключительно кризисной, упадочной и потому реакционной. В этом случае М. отождествляют с декадансом (см.), выразившим пессимистические настроения эпохи.
         Но в некоторых произведениях М. (у Кафки, Джойса) идеи безысходности звучат на фоне уничтожающего разоблачения буржуазного общества, дается яркая картина разрушительного воздействия этого общества на человеческую личность. Таким образом, М. оказывается шире и значительнее декаданса, не исключая возможности глубокого содержания.

    modernizm.JPG

    Живопись модернизма.
    П. Пикассо.
    Герника (1937).


         Однако, придавая форме особое значение, многие из модернистов превращают поиски оригинальных художественных средств в самоцель, забывая о значении содержания и создавая в итоге произведения, не имеющие идейно-эстетической ценности. Поэтому творчество модернистов зачастую выглядит обедненным по сравнению с реалистическим, в котором всегда преобладает стремление к содержательности.
         Сложность и неоднозначность М. подтверждается тем, что в поисках новых образцов художественной передачи жизни с ним оказались в той или иной мере связаны на разных этапах своего творчества многие мастера искусства, которые не могут быть безоговорочно названы модернистами: советский реформатор театра В. Мейерхольд, французский художник-коммунист Пикассо, крупнейший американский писатель Фолкнер и другие.
         Известное представление о сложной и не всегда понятной структуре художественного образа у модернистов может дать «Герника» П. Пикассо. Разрушение во время гражданской войны в Испании фашистской авиацией города Герники вызвало гнев и возмущение всех честных людей в мире. Художник стремился по-своему передать и хаос разрушения, и звериный облик фашизма. А позднее, в свете трагического опыта второй мировой войны, «Герника» обрела более широкий обобщающий смысл как обличение войны и фашизма. А. С.