board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь


Социально - политические особенности эпохи и культуры.


         К концу XIX века обострились кризисные явления в экономике России.
         Неудача реформы 1861 года, не решившей судьбу крестьянства, обусловила появление в России марксизма, делавшего ставку на развитие промышленности и новый революционный класс — пролетариат, свободный от собственности, объединенный условиями общего труда в коллективе и готовый идти до конца в борьбе за осуществление извечной народной мечты об обществе справедливости, равенства и свободы. В политической сфере это означало отказ от просветительства ранних народников и терроризма поздних и переход к организованной борьбе масс вплоть до насильственного свержения строя и установления диктатуры пролетариата над всеми другими классами.
         На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке, не только бунтующем, но и способном переделывать эпоху, творить историю, получает развитие не только в философии марксизма, но и в творчестве М. Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, революционера. Любимыми героями Горького были новгородский былинный герой купец Васька Буслаев и библейский персонаж Иов, бросившие вызов самому Богу. Герои романов, повестей и пьес писателя — бунтари («Фома Гордеев», «Мещане», «Мать»), отвергающие христианские идеи Достоевского и Толстого о страдании и очищении им. Вместе с тем Горький считал, что революционная деятельность по перестройке мира преобразует и обогащает внутренний мир человека. Так, героиня его романа «Мать» Пелагея Ниловна, став участницей революционного движения, испытывает материнское чувство любви не только к своему сыну, но и ко всем угнетенным и бесправным людям.
         Несколько по-иному, более анархично проявилось бунтарское начало в ранней поэзии В. Маяковского, в стихах и поэмах В. Хлебникова, А. Крученых, Д. Бурлюка, в живописи К. Малевича, М. Шагала, П. Филонова, того же Д. Бурлюка, в скульптуре В. Татлина и других футуристов, не принимавших бездуховность и меркантильность XX столетия и противопоставлявших (по крайней мере, в манифестах и декларациях) прошлому материалистически-индустриальные утопии.
         Другая группа деятелей культуры, убедившись после трагических событий 1 марта 1881 года (убийство царя-освободителя Александра II), и особенно после поражения революции 1905 года, в бесчеловечности революционных путей, пришла к идее духовной революции. Философы и художники этого направления считали главным совершенствование внутреннего мира человека, искали в национальных особенностях русского народа способы преодолеть кризис позитивизма (философское направление, получившее распространение в XX веке), открыть для Европы и всего мира новые пути развития.
         Именно на это время приходится расцвет русской религиозно-философской мысли. В 1909 году группа философов и религиозных публицистов, ядро которой составляли бывшие «легальные марксисты» Н. Бердяев, С. Булгаков и др., выпустила философско-публицистический сборник «Вехи», сыгравший исключительную роль в интеллектуальной истории России XX века. Уже в наше время А. И. Солженицын скажет: «Вехи» и сегодня кажутся нам как бы присланными из будущего». Авторы «Вех» раскрыли опасность фанатичного служения каким бы то ни было теоретическим программам, обнажили моральную недопустимость веры в универсальную значимость тех или иных общественных идеалов, подвергли критике органическую слабость радикализма. «Вехи» были книгой предупреждением о гибельности революционного пути для России, но это предупреждение не было услышано большей частью общества.
         Вступление России в мировую войну привело страну на грань катастрофы. И не только потому, что подрывало ее неокрепшую экономику. Сама жизнь в чрезвычайной ситуации провоцировала на чрезвычайные, т. е. насильственные меры противостоявших властям политиков-радикалов. Порожденное неудачным для России ходом войны безвластие в начале 1917 года привело к октябрьской революции, после чего страна превратилась в принципиально иное государственное образование.
         Таким образом, на протяжении всего двадцатипятилетия конца XIX — начала XX века основным фоном литературного развития были явления социальной дисгармонии, а также противоречивое сочетание трудно протекавшей экономической модернизации и революционного движения. Но не только и не столько социально-политические обстоятельства жизни важны для понимания литературы этой поры. Революционные изменения происходили и в науке, менялись философские представления о мире и человеке, бурно развивались смежные с литературой искусства. Научные и философские взгляды — всегда важный компонент культурной эпохи, но на некоторых этапах истории культуры они особенно серьезно влияют на художников слова. К таким эпохам относится и серебряный век русской литературы.

Hosted by uCoz