board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь


Русская литература конца XIX - начала XX в. (обзор)



      1. В истории мировой культуры выделяется особый период, названный “fin de siecle” (“конец века”), “переходный период”, характеризующийся общим кризисом сознания, настроениями разочарования и упадка, тревожными предчувствиями социальных потрясений, отмеченный при этом активными эстетическими исканиями. Каким видится вам этот период в истории русской литературы?

      2. Какие исторические события конца XIX - начала XX в. повлияли на судьбы русских писателей, нашли отражение в произведениях литературы?

      3. Какие философские концепции оказали воздействие на русскую литературу рубежа XIX-XX вв.? Чем объясняется особый интерес писателей к философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше?

      4. Как проявилась в русской литературе этого времени тяга к иррационализму, мистицизму, религиозным исканиям?

      5. Какое отражение в литературе конца XIX - начала XX в. нашли социалистические идеи?

      6. Можно ли говорить о том, что реализм в конце XIX - начале XX в. утрачивает роль доминанты литературного процесса, которая принадлежала ему в XIX в.?

      7. Как соотносятся в литературе рубежа веков традиции классической литературы и новаторские эстетические концепции?

      8. Французский писатель Р. Роллан в книге “Жизнь Толстого” (1911) писал о последнем романе “Воскресение”: “Религиозный финал не составляет органического вывода из всей книги. Это ? deus ex machina. И я убежден, что, несмотря на уверения Толстого, он все же не мог внутренне примирить два противоборствующих начала ? правду художника и правду верующего”. Как соотносятся в позднем творчестве Л. Н. Толстого художественное и публицистическое?

      9. В чем своеобразие позднего творчества А. П. Чехова? Насколько оправданно суждение А. Белого о том, что Чехов “более всего символист”? Какие черты чеховского реализма позволяют современным исследователям называть писателя основоположником литературы абсурда?

      10. В работах ряда исследователей, в особенности иностранных, утверждается исключительное право русского модернизма представлять художественное сознание своего времени. В статье “О поэзии” (1928) О. Э. Мандельштам пишет: “Вся современная русская поэзия вышла из родового символического лона”. Насколько справедливы данные утверждения?

      11. В творчестве каких русских писателей особенно отчетливо проявилось взаимодействие реализма и модернизма?

      12. Какой характер принимает литературная борьба в конце XIX - начале XX в.? Какие издательства, журналы, альманахи сыграли особенно важную роль в развитии русской литературы?

      13. Познакомьтесь с фрагментами статьи Д. С. Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” (1892), которую называют первой развернутой декларацией русского декадентства. О каких особенностях “нового идеального искусства”, пришедшего на смену “утилитарному пошлому реализму”, идет речь в статье?

      14. Каково соотношение героического и безгеройного, активного действия и настроений уныния, отчаяния в русской литературе рубежа веков?

      15. Как решается в русской литературе конца XIX - начала XX в. проблема взаимоотношений человека и среды? Какие традиции “натуральной школы” нашли развитие в прозе этого времени? Насколько значительным было влияние натурализма, теории “экспериментального романа” Э. Золя на русскую литературу?

      16. “Я верую, - писал А. А. Блок, - что мы не только имеем право, но и обязаны считать поэта связанным с его временем”. Как складывались отношения русских поэтов с эпохой?

      17. Какое место в литературе данного периода занимала публицистика? Какие проблемы особенно активно обсуждались на страницах журналов и газет в эти годы?

      18. Познакомьтесь со статьями В. И. Ленина “Интеллигенция и революция” (1905) и В. Я. Брюсова “Свобода творчества” (1905). В чем смысл полемики Брюсова с Лениным? Как решается проблема свободы творчества в других публицистических выступлениях этого времени?

      19. В каких произведениях русской литературы рубежа XIX-XX веков нашла наиболее яркое художественное воплощение эпоха войн и революций? Какие образы представляются вам символами этой эпохи?

      20. Дайте характеристику основных течений русского модернизма. Что объединяет символизм, акмеизм и футуризм как литературные течения?

      21. Перечислите основные программные работы, литературные манифесты, альманахи русских символистов, акмеистов и футуристов? В чем смысл их полемики с реалистической литературой?

      22. Как соотносятся понятия “серебряный век” и “русская культура рубежа веков”?

      23. В чем принципиальное отличие поэзии “серебряного века” от поэзии “золотого века”?

      24. Какое литературное направление представляют Д. С. Мережковский, И. С. Шмелев, А. Белый, И. Ф. Анненский, В. Г. Короленко, Ф. К. Сологуб, О. Э. Мандельштам, В. В. Маяковский, А. И. Куприн, Н. С. Гумилев? Почему в ряде случаев вам было трудно ответить на этот вопрос?

      25. Какие имена представляют русскую критику конца XIX - начала XX в.? Кто из русских поэтов выступал в печати с рецензиями и литературно-критическими эссе?

      26. Подготовьте доклад (или сообщение) на тему “Рубеж XIX-XX веков в восприятии ………………. (одного из представителей русского искусства этого времени)”, используя мемуарную прозу А. Белого, Ю. П. Анненкова, В. Ф. Ходасевича, З. Н. Гиппиус, М. И. Цветаевой, И. В. Одоевцевой, других авторов.

Hosted by uCoz