board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь

Краткий словарь литературоведческих терминов

Выберите интересующую вас букву:

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [К] [Л] [М] [Н] [О] [П] [Р] [С] [Т] [У] [Ф] [Х] [Ц] [Э]


         ТИПИЧЕСКОЕ — характерное, художественно обобщенное, показательное для той или иной социальной среды, народа, для тех или иных исторических условий, общественных ситуаций. Читая, например, комедии Мольера и романы Бальзака, мы знакомимся с жизнью и нравами, типичными для французской аристократии и буржуазии на разных этапах их развития. Великие творения Л. Толстого вводят нас в жизнь как светского общества России прошлого века, так и в жизнь многомиллионного русского крестьянства. Шолохов открывает в "Тихом Доне" перед читателями характеры, деяния, устремления различных слоев казачества в период гражданской войны.
         Исследуя изображаемую ими жизнь, проникая в глубины рисуемых ими характеров и обстоятельств, великие писатели создавали и создают тот «учебник жизни», о котором говорил Н. Чернышевский и который не только дает знание об изображенном, но и воспитывает должное отношение к нему. Сила такого «учебника жизни» определяется, во-первых, достоверностью, исторической правдой изображенного, во-вторых же, тем, что он не просто рассказывает о типическом, а непосредственно показывает типическое в конкретных индивидуумах, событиях, положениях.
         На обе стороны этого вопроса было указано Ф. Энгельсом. В его письме к Ф. Лассалю, останавливаясь на достоинствах драмы последнего — «Франц фон Зиккинген», Энгельс писал, что действующие лица драмы являются действительными представителями различных общественных классов общества, что их идеи не только являются им принадлежащим достоянием, но и характеризуют изображаемую Лассалем эпоху, что деяния и поступки главных героев драмы мотивируются тем «историческим потоком, который их несет» (Маркс К, Э н г е л ь с Ф. Соч. т. 29, с. 492). В другом своем письме, адресованном М. Каутской, Ф. Энгельс указывал как на достоинство ее произведения «Старые и новые» на то, что в нем «...каждое лицо — тип, но вместе с тем и вполне определенная личность...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 36, с. 333).
         Создание типических образов характерно прежде всего для реализма. Художественное обобщение в романтизме, например, передается главным образом через изображение необычного, исключительного, что отнюдь не снижает значения романтических образов сравнительно с реалистическими. Здесь все дело в исторической обстановке и в позиции писателя, которые подсказывабт ему обращение к различным видам художественного обобщения. Г.А.


         ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ —стихосложение, в кото ром ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Внутри Т.е. различаются чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое, в котором учитывается также и расположение ударений в стихе (размеры русской классической поэзии); промежуточное положение занимают такие виды стиха, как дольник. В русской терминологии XVIII века (Тредиаковский, Ломоносов) под Т.с. имеется в виду в первую очередь силлабо-тоника, в современной терминологии — в первую очередь чистая тоника. М. Г.