board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь


А.А.Блок


       1. В какой социальной среде и семейной атмосфере проходило становление личности будущего поэта?

       2. Какие факты биографии Блока представляются вам наиболее важными, многое определившими в его творчестве?

       3. Поэт и критик Г. И. Чулков в своих воспоминаниях о Блоке писал: “…необыкновенно точный и аккуратный, безупречный в своих манерах и жизни, гордо-вежливый, загадочно-красивый, он был для людей, близко его знавших, самым растревоженным, измученным… человеком”. Познакомьтесь с воспоминаниями о Блоке других его современников Ю. П. Анненкова, А. А. Ахматовой, А. Белого, З. Н. Гиппиус, С. М. Городецкого, В. Ф. Ходасевича и др., с портретами и фотографиями поэта. Ваше представление о личности Блока?

       4. Подготовьте сообщение на тему “Петербург в биографии и творчестве А. А. Блока”.

       5. В “Письмах о поэзии” (1908) Блок утверждал: “Я думаю, мы более уже не вправе сомневаться в том, что великие произведения искусства выбираются историей лишь из числа произведений “исповеднического” характера. Только то, что было исповедью писателя, только то создание, в котором он сжег себя дотла [выделено А. А. Блоком ? В. Ч.], ? для того ли, чтобы родиться для новых созданий, или для того, чтобы умереть, ? только оно может стать великим”. Как проявилась личность поэта в его произведениях?

       6. Какие этапы творчества Блока выделяются современными литературоведами? Насколько органична связь между этими этапами? Что менялось в Блоке-художнике со временем, что оставалось неизменным?

       7. Что сближает Блока-поэта с романтизмом? Какие традиции русской классической литературы нашли свое развитие в творчестве Блока?

       8. Как складывались отношения Блока с символизмом и символистами? Как трактуется Блоком понятие “символизм” в докладе “О современном состоянии русского символизма” (1910)?

       9. В чем своеобразие драматургии Блока?

       10. Как решается Блоком проблема интеллигенции и революции в его поздних статьях и выступлениях?

       11. В своей речи “О назначении поэта” (1921), посвященной Пушкину, Блок так формулирует основные задачи поэта: “…во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых ? привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих ? внести эту гармонию во внешний мир”. Какое отражение нашел взгляд Блока на искусство как преображение жизни в его произведениях? Какой представляется Блоку судьба поэта, призванного нести в мир гармонию?


    Лирика

       1. В чем необычность, самобытность лирического героя поэзии Блока? Что сближает его с романтическим героем?

       2. Какое отражение в ранней поэзии Блока нашла философия и поэзия В. С. Соловьева, его мистический идеал Вечной Женственности, к которому устремлены и природа, и все человечество, и каждый человек в отдельности?

       3. В чем своеобразие “Стихов о Прекрасной Даме” как лирического цикла?

       4. В каких стихотворениях цикла “Стихи о Прекрасной Даме”, на ваш взгляд, уже намечен выход из мистицизма и отвлеченности, нарастают мотивы тревоги, сомнений в высоком идеале?

       5. Каково соотношение “небесного” и “земного” в ранней лирике Блока? Меняется ли это соотношение в более поздних произведениях поэта?

       6. В воспоминаниях К. И. Чуковского есть фрагмент о том, как Блок читал “Незнакомку” на крыше знаменитой башни Вяч. Иванова, читал “эту бессмертную балладу своим сдержанным, глухим, монотонным, безвольным, трагическим голосом”. Какой новый этап в блоковском мироощущении обозначен этим стихотворением?

       7. Каким предстает реальный мир в стихотворениях Блока “Все ли спокойно в народе?..”, “Фабрика”, “Сытые”, “Незнакомка”?

       8. Насколько неожиданными для поэзии Блока воспринимаются темы, образы, лексика в стихотворениях “Фабрика” и “Сытые”? Какую роль в этих стихотворениях играют эпитеты, цвет и ритм?

       9. Каким предстает город в стихотворениях Блока “Город спит, окутан мглою...”, “По городу бегал черный человек...”, “Фабрика”, “Город в красные пределы...”, “В высь изверженные дымы...”?

       10. Стихотворение “Пять изгибов сокровенных...”, в котором нашли отражение факты биографии Блока, называют загадкой. Попытайтесь ее разгадать. О чем идет речь в стихотворении? Каким видится Петербург лирическому герою стихотворения?

       11. Какой видится Россия лирическому герою стихотворения “Русь”? В чем своеобразие композиции стихотворения? Какое развитие находят в нем традиционные образы и мотивы русского фольклора и классической литературы XIX в.?

       12. Предложите собственную интерпретацию стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека...”. Познакомьтесь с другими стихотворениями цикла “Пляски смерти”. Как помогло это знакомство в истолковании стихотворения?

       13. Известны слова А. А. Блока: “Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди”. Как решается Блоком тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом”?

       14. Какое своеобразное развитие нашел в цикле “На поле Куликовом” гоголевский образ “птицы-тройки”?

       15. Как сочетаются в цикле “На поле Куликовом”, других стихотворениях поэта (“О доблестях, о подвигах, о славе...”, “Я пригвожден к трактирной стойке...”, “На железной дороге”, “Грешить бесстыдно, непробудно...”) личный мотив беды и тема России?

       16. Какая картина мира предстает в поздней поэзии Блока? Покажите на примере отдельных стихотворений поэта, как в этой картине сочетаются темное, безобразное, страшное, ужасное и светлое, прекрасное, величественное.


    “Двенадцать”

       1. Каково соотношение реального, конкретно-исторического и скрытого, условно-символического планов в поэме “Двенадцать”?

       2. Как решается в поэме “Двенадцать” проблема автора? Что можно сказать об авторском отношении к изображаемым событиям и героям поэмы? Как соотносятся и взаимодействуют в поэме авторский и иные голоса?

       3. Какими предстают в поэме образы “старого мира”? Сопоставьте нарисованные в первых главах поэмы образы “старого мира” с образами “страшного мира” в ранней лирике Блока.

       4. Основными мотивами, многое определившим в образной системе поэмы “Двенадцать”, называют мотивы стихии и движения. Как показано в поэме движение двенадцати из “старого мира”? Как меняется образ двенадцати к финалу?

       5. Какое место в поэме “Двенадцать” занимает любовная интрига? С какой целью Блок ставит в центр сюжета убийство женщины?

       6. Какой предстает в поэме природная стихия? Сопоставьте картины вьюги в первых и последних главах. Почему в финале, как будто в ответ на выстрелы двенадцати, вьюга “пылит им в очи дни и ночи напролет”, “долгим смехом заливается в снегах”?

       7. Как решается в поэме “Двенадцать” тема исторического пути России? В чем смысл финала поэмы?

       8. Свою поэму Блок рассматривал как стихотворный цикл. В чем своеобразие жанра “Двенадцати”? Черты каких жанров нашли отражение в поэме? В чем принципиальное отличие поэмы Блока от его более ранних лирических циклов?

       9. Прокомментируйте слова Блока по поводу финала поэмы “Двенадцать”, сказанные им летом 1919 г.: “Мне тоже не нравится конец “Двенадцати”. Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда я записал у себя: “К сожалению, Христос”.

       10. В учебнике “Русская литература XX века” для средней школы (под редакцией В. В. Агеносова) предлагается следующая трактовка образа Христа в поэме Блока: “… образ Христа позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости”. Какие другие трактовки этого образа вам известны? Предложите собственную трактовку.


    “Скифы”

       1. Какое развитие тема России, ее исторического пути нашла в стихотворении “Скифы”?

       2. Какова роль эпиграфа в стихотворении “Скифы”? Можно ли говорить об определенном влиянии на Блока размышлений В. С. Соловьева о необходимости воссоединения католической и православной церквей, об исторической миссии России (“Святой Руси”) как примиряющего и объединяющего начала?

       3. Как решается проблема автора в “Скифах”? Сопоставьте это стихотворение с более ранними произведениями Блока и с поэмой “Двенадцать”.

       4. В чем необычность жанра “Скифов”? Какова роль приемов ораторской речи в стихотворении (обращений, повторов, риторических вопросов, восклицаний)?

       5. С какой целью в “Скифах” упоминается о Сфинксе? Поясните строки: “Идите все, идите на Урал!” Какие загадки стихотворения “Скифы” показались вам неразрешимыми?

Hosted by uCoz