board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь


М.А.Шолохов


       1. Познакомьтесь с биографией Шолохова. Какие эпизоды из жизни писателя позволяют говорить о “трагедии большого художника”?

       2. Как складывались отношения писателя с властью? Как соотносятся художественное творчество Шолохова и его общественная деятельность, участие в советских организациях, публицистика?

       3. Каковы основные приметы художественного мира Шолохова? Каким предстает в произведениях писателя мир донского казачества?

       4. Почему Шолохов так подробно описывает в своих произведениях быт, традиции, образ жизни, обычаи донского казачества? Как проявляется в этих описаниях авторская позиция?

       5. Докажите, что творчество Шолохова представляет собой развитие традиций русского реализма. Кто из русских писателей оказал, на ваш взгляд, наибольшее влияние на Шолохова-художника?

       6. Какую роль в жизни героев Шолохова играют любовь, дом, семья, дети?

       7. Как соотносятся в произведениях Шолохова судьба народа и судьба человека?

       8. Отметьте основные этапы жизни Григория Мелехова (Семена Давыдова, Андрея Соколова). Что общего в судьбах и характерах шолоховских героев?

       9. Каково соотношение трагического и комического в произведениях Шолохова? Чем объясняется интерес писателя к фигурам трагическим?

       10. Насколько обоснованны, на ваш взгляд, утверждения современных исследователей о том, что в произведениях писателя очевидна “концентрация трагического начала”, что шолоховская концепция мира и человека в XX в. глубоко трагична?

       11. Известно высказывание Шолохова, его обращение к начинающему писателю: “За каждым абзацем у тебя стоит сам автор ? неповторимый и оригинальный… А избежать этого ? первейшая задача писателя и главнейшая трудность. Иначе это уже не художественная литература, а “художественное” назидательство…” Как проявляется в произведениях Шолохова позиция автора?


    “Тихий Дон”

       1. Познакомьтесь с историей создания и публикации романа. Как решается современным литературоведением проблема авторства “Тихого Дона”? Каковы основные аргументы “скептиков”, в частности А. И. Солженицына?

       2. Как соотносятся в романе “Тихий Дон” изображение грандиозных исторических событий и история любви Григория Мелехова и Аксиньи?

       3. Какое место в художественной структуре романа занимает история семьи Мелеховых? Какое своеобразное развитие находит в “Тихом Доне” толстовская “мысль семейная”?

       4. Как вы прокомментируете высказывание современного литературоведа В. В. Кожинова о том, что “история семьи Мелеховых ? это в определенном смысле и есть история революции”, что “переворот в частном, личном и собственно общественном, социальном бытии… начинается… именно в истории любви”?

       5. Каково соотношение “войны” и “мира” в романе Шолохова? Сопоставьте композицию “Тихого Дона” с композицией романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. В чем Шолохов следует за Толстым? Что необычного в художественной структуре романа “Тихий Дон”?

       6. Какова роль первой книги в романе “Тихий Дон”? Почему Шолохов так подробно описывает жизнь казаков до войны?

       7. Подготовьте анализ одной из массовых сцен романа “Тихий Дон”. Какие приемы используются Шолоховым для воссоздания народной жизни? Насколько обоснованны оценки критиков, увидевших в шолоховских романах “идеализацию казачества”?

       8. Как изображается в романе война? С какой целью Шолохов описывает события военного времени с натуралистическими подробностями? Какие эпизоды романа поражают особой жестокостью описаний?

       9. Меняется ли характер описаний военных событий в третьей и четвертой книгах романа, когда писатель обращается к изображению “горших бед и тягот, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне”?

       10. Каков путь нравственных исканий Григория Мелехова? В каких эпизодах романа наиболее ярко раскрывается характер героя?

       11. Что делает Григория Мелехова лицом трагическим? В чем трагедия главного героя шолоховского романа?

       12. Подготовьте сравнительную характеристку Григория Мелехова и Мишки Кошевого. Что сближает этих героев? Почему Шолохов в центр романа, посвященного событиям преимущественно гражданской войны, ставит все же историю Григория Мелехова?

       13. Какие традиции устного народного творчества и русской классической литературы XIX века развивает Шолохов, рисуя образы Натальи и Аксиньи?

       14. Какую роль в романе играет пейзаж? Сопоставьте описания Дона в начале романа и в финальном эпизоде?

       15. Как проявляется в романе авторская позиция? Приведите примеры лирических фрагментов, в которых, на ваш взгляд, отношение автора к изображаемому вполне определенно?

       16. В чем смысл названия романа “Тихий Дон”? Какова роль эпиграфов в романе?

       17. Как вы объясните смысл финала романа “Тихий Дон”? С какой целью писатель говорит в финале о родном доме героя и сыне на его руках, о том, что все-таки еще связывало Григория Мелехова “с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром”?

       18. Что делает роман Шолохова “Тихий Дон” эпопеей?


    “Поднятая целина”

       1. В чем символический смысл названия романа “Поднятая целина”? Как вы определите основную проблематику романа?

       2. Как сочетаются в романе конкретно-историческое (реальные события 1930 года) и вечное? Можно ли, вслед за немецким писателем В. Бределем, рассматривать “Поднятую целину” только как “грандиозный документ эпохи” и “образец социалистического реализма”?

       3. Как вы охарактеризуете образную систему романа? Кто главные герои “Поднятой целины”?

       4. Покажите на конкретных примерах сложность, противоречивость образов Давыдова, Нагульнова, Разметнова?

       5. Как реализуется в тексте романа оппозиция Давыдов ? Половцев? Почему при описании гибели Давыдова Шолохов обращается к авторским лирическим размышлениям, а о судьбе Половцева и других участников заговора лишь сообщается как о пресечении “отчаянной, заранее обреченной историей на провал попытке контрреволюции поднять восстание”?

       6. Каково соотношение в романе трагического и комического? В чем своеобразие шолоховского юмора?

       7. Можно ли считать образ деда Щукаря только комическим? Какие фольклорные традиции развивает писатель при создании этого образа?

       8. Подготовьте анализ одной из массовых сцен романа “Поднятая целина”. Какие приемы использует Шолохов для изображения народной жизни?

       9. Какую роль в романе играют пейзаж, портрет, речевые характеристики героев?

       10. В чем смысл финала романа “Поднятая целина”? Как проявляется в этом романе Шолохова авторская позиция?


    “Судьба человека”

       1. Каковы основные особенности композиции рассказа “Судьба человека”?

       2. Как соотносятся в рассказе судьба страны и судьба Андрея Соколова? Как вы объясните смысл названия рассказа “Судьба человека”?

       3. Какую роль в рассказе “Судьба человека” играют описания природы, образ дороги, портретные описания?

       4. Каково соотношение трагического и героического, страдания и надежды в рассказе “Судьба человека”?

       5. Как роль в этом рассказе играет образ автора-повествователя?

       6. В чем смысл финала рассказа “Судьба человека”? Почему писатель обращается здесь к языку публицистики?

       7. Современный исследователь Л. Г. Якименко, характеризуя жанровое своеобразие рассказа Шолохова, пишет: “Судьба человека” явилась открытием той жанровой формы, которую условно можно было бы назвать рассказ-эпопея”. Насколько обоснованно данное определение жанра?

Hosted by uCoz