board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь


Ф.К.Сологуб


       1. Какие факты биографии Сологуба нашли отражение в его художественных произведениях, определили особенности его мировосприятия?

       2. Поэт В. Ф. Ходасевич вспоминал о Сологубе: “В общем, мне кажется, люди утомляли Сологуба. Он часто старался не видеть их и не слышать… Уверен, что он носил в себе очень большой запас любви, но не в силах был обратить ее на людей”. Что можно сказать о личности Сологуба по его произведениям?

       3. Каково соотношение традиций реализма и эстетических исканий русского модернизма в творчестве Сологуба?

       4. В интервью 1913 г. Сологуб говорил: “Некрасова, которого русская критика считала “прозаическим”, “рассудочным”, мы первые оценили, полюбили и заставили полюбить. Мы принимаем Некрасова всего, с его формой, с его бесстрашием перед темой”. Как своеобразно были продолжены некрасовские традиции в поэзии Сологуба?

       5. Во вступлении к первой части трилогии “Творимая легенда” Сологуб пишет: “Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную легенду, ибо я ? поэт”. Как связана эта эстетическая программа писателя с исканиями русского символизма?

       6. Как решается в творчестве Сологуба проблема положительного героя?


    Лирика

       1. Каким представляется вам лирический герой поэзии Сологуба? Какими видятся ему реальный мир и человек в этом мире?

       2. Современник Сологуба, критик А. Л. Волынский так охарактеризовал поэта: “Какой-то русский Шопенгауэр, вышедший из удушливого подвала”. Насколько обоснованна, на ваш взгляд, такая оценка? Какое отражение в поэзии Сологуба нашла пессимистическая философская концепция А. Шопенгауэра, учение немецкого философа о “темной, неразумной, слепой воле” как первооснове мира, о “ничтожестве и горестях жизни”, о человеке как “главном источнике самых серьезных зол”?

       3. Каким предстает образ России в цикле “Гимны родине” (1904)? Какая лексика преобладает в этом цикле? О какой “чужой лучезарной дали”, где “земля весела и красна”, идет речь в последнем стихотворении? Сопоставьте “Гимны родине” и более ранний цикл Сологуба “Звезда Маир” (1898?1901).

       4. Какое неожиданное художественное воплощение получает традиционный для русской поэзии мотив узничества (плена) в стихотворении Сологуба “Мы ? плененные звери…”. Что показалось вам необычным в композиции и образной системе этого стихотворения? Какова здесь роль рефрена и финальной строки “Мы открыть их не смеем”?

       5. Стихотворение “Чертовы качели” называют “трагическим мифом о жизни” (М. И. Дикман), проявлением “поэтического демонизма” (А. Л. Григорьев). Предложите свою интерпретацию этого стихотворения. Какова, на ваш взгляд, трактовка образа дьявола у Сологуба? Как соотносится эта трактовка с традицией русской классики, а также с идеями и настроениями декадентской литературы?

       6. В чем своеобразие ритмической организации стихотворения “Чертовы качели”? Какую роль в нем играют повторы, анафоры, внутренние глагольные рифмы?

       7. Чем необычен поэтический словарь Сологуба? Какая лексика преобладает в его стихотворениях? Покажите на примере стихотворений “Недотыкомка серая…”, “Порочный отрок, он жил один…”, “Мы ? плененные звери…” или др.


    Рассказы

       1. Каким предстает реальный мир в рассказе “Свет и тени”? Как воспринимают этот мир Володя и Евгения Степановна?

       2. Что, на ваш взгляд, особо подчеркнуто в описании главных героев рассказа “Свет и тени”? Как вы объясните настойчиво повторяющиеся слова “бледный”, “ласково”, “грустно”?

       3. Как вы прокомментируете эпизод в церкви (глава XXV)? Какова роль этого эпизода в рассказе “Свет и тени”?

       4. В рассказе “Свет и тени” неоднократно упоминается о “прекрасных белых руках” Евгении Степановны. Можно ли говорить о противопоставлении в рассказе прекрасного, светлого и ? ужасного (безумного), темного? Как вы объясните смысл названия этого рассказа?

       5. Какой символический смысл приобретает образ стены в финале рассказа “Свет и тени”?

       6. Что нового вносит Сологуб в традиционную для русской литературы тему маленького человека? Приведите примеры из рассказа “Маленький человек”, свидетельствующие о том, что писатель опирается на традицию, хотя при этом решительно эту традицию переосмысливает.

       7. Поэт А. А. Блок называл Сологуба “законным преемником Гоголя”. Почему прежде всего гоголевские произведения вспоминаются, когда читаешь прозу Сологуба?

       8. Попытайтесь доказать, что рассказ “Маленький человек” представляет собой художественное воплощение идей русского декаданса.

       9. Как своеобразно решается тема “творимой легенды” в рассказах “Свет и тени”, “Маленький человек”?

       10. Прочитайте один из рассказов Сологуба (“Голодный блеск”, “Лоэнгрин”). Напишите рецензию на него.

Hosted by uCoz