board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь

Краткий словарь литературоведческих терминов

Выберите интересующую вас букву:

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [К] [Л] [М] [Н] [О] [П] [Р] [С] [Т] [У] [Ф] [Х] [Ц] [Э]


         УСЛОВНОСТЬ — существенная черта литературы (как и искусства вообще), состоящая в том, что создаваемые писателем образы воспринимаются читателями не как тождественные действительности (при всей конкретности изображения). Правда, известны случаи, когда зрители, приняв происходящее на сцене за действительность, вмешивались в ход действия, а читатели запрашивали у писателей адреса их героев. Но грамотный читатель понимает, что даже в очерке есть У. в отборе фактов, их композиции и т. п. Хотя мы видим на сцене гибель героя и потрясены ею, мы в то же время сознаем, что после падения занавеса артист встанет и отправится ужинать. Однако, благодаря тому что мы видели этого героя, наши представления о жизни становятся полнее и глубже, его судьба воспринимается нами как пример жизни вообще людей такого рода, как этот герой, и в силу этого интересна для нас уже не только сама по себе, а как обобщение более широкого характера. Захваченные действием на сцене, мы в то же время отдаем себе отчет в том, что в комнате, на которую мы смотрим из зрительного зала, нет четвертой стены и что интимный разговор между героями одновременно слышат еще несколько сот зрителей. Пушкин писал: «Какое, черт возьми, правдоподобие может быть в зале, разделенной на две части, из коих одна занята 2000-ми человек, будто бы невидимых для тех, которые находятся на подмостках».С меньшей мерой наглядности, но эта же условность присуща и прозе, где рассказывается, например, о мыслях и чувствах человека, на самом деле им не высказанных в прямой речи, в лирике, где то, о чем говорит поэт, на самом деле могло с ним и не происходить (Лермонтов не лежал с свинцом в груди в долине Дагестана), в живописи, где мы не можем сорвать свисающего с ветки яблока, и т. д. В этом смысле искусство условно воспроизводит жизнь, для того чтобы открыть нам дорогу для более глубокого ее понимания и ее оценки. Такого рода условность искусства называют первичной условностью.
         Вторичной условностью называют такую, когда писатель обращается, изображая жизнь, к формам, отступающим от жизненного правдоподобия, к фантастике, гротеску (см.) и т.п. В «Страшной мести» Гоголя мы читаем о колдуне и летающей душе пани Катерины, в «Пиковой даме» Пушкина появляется призрак графини: здесь писатель сознательно нарушает законы жизненного правдоподобия, для того чтобы придать тем или иным сторонам жизни особенно острое и выпуклое значение.
         В жанре, например, живописной карикатуры художник как бы искажает черты лица в портрете того, на которого обращена карикатура, но это позволяет ему подчеркнуть характерную черту или поступок персонажа, придать ему предельную характерность.
         У выражается в самых различных формах в зависимости от художественной задачи, которую ставит перед собой.писатель, его,стиля, метода, исторической обстановки и т.д. Л. Т.


         УТОПИЯ — вымышленная картина идеального жизненного устройства. Термин связан с названием произведения английского писателя Томаса Мора (1418—1525), автора «Золотой книжечки о наилучшем устройстве государства или о новом острове Утопия» (слово «Утопия» означало «несуществующее место»). Т. Мор, критикуя эксплуататорское общество, рисовал мир, где все трудятся и все счастливы. Утопией является «Город Солнца» великого итальянского гуманиста Т. Кампанеллы (1568— 1639). Социалистическая утопия представлена в романе английского писателя-социалиста В. Морриса «Вести ниоткуда» (1891), в снах Веры Павловны в романе Н. Чернышевского «Что делать?». С. Н.