board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь

Краткий словарь литературоведческих терминов

Выберите интересующую вас букву:

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [К] [Л] [М] [Н] [О] [П] [Р] [С] [Т] [У] [Ф] [Х] [Ц] [Э]


         ДЕКАДАНС(от франц. decadence — упадок) —упадочные явления (т. е. настроения пассивности и безнадежности) в философии, искусстве и литературе конца XIX — начала XX века в Западной -Европе, затронувшие также и русскую культуру этого времени. Сам термин возник во Франции в 80-х годах XIX века, тогда же возникло понятие «конец века». Оно означало не просто «конец XIX века», а конец надежд, утрату идеалов.
    В XIX веке на Западе долгое время были живы идеалы, провозглашенные Французской революцией,— свободы, равенства, братства. Они были вновь подхвачены в середине века — в 1848 году, когда по ряду стран (Франции, Венгрии, Германии, Австрии, Италии) прокатилась волна революций. *
    Однако после поражения революций 1848 года и утверждения господства буржуазии и особенно с наступлением эпохи империализма вера в идеалы буржуазной демократии постепенно рушилась, а подняться до понимания целей и смысла борьбы пролетариата было дано лишь немногим.
    Настроения Д. и были отражением разочарования и безверия части интеллигенции, отказа ее от общественной борьбы. В искусстве и литературе эти настроения находили выражение в разных формах. Это и проповедь «чистого искусства», «искусства для искусства», и стремление замкнуться в узком мирке своих душевных переживаний.

    Я ненавижу человечество,
    Я от него бегу - спеша.
    Мое единое отечество —
    Моя пустынная душа, —

         писал К. Бальмонт, с предельной категоричностью провозглашая идеал человека, свободного от любой морали, от обязанностей и ответственности перед другими людьми.
    Декадентские настроения захватили писателей разных литературных направлений конца XIX века: натуралистов, символистов и даже некоторых реалистов. Понятие Д. поэтому не следует связывать с каким-либо конкретным литературным и художественным направлением той эпохи. Чаще всего настроения, Д. воплощались в нереалистических направлениях, например в символизме.
         Сами декаденты рассматривали индивидуализм и эстетство как своего рода бунт против бесчеловечного буржуазного общества, глубоко враждебного человеку, красоте, искусству. Они провозглашали себя носителями новой морали, нового жизненного стиля, получившего название «модерн» («современный»), претендуя тем самым на то, чтобы наиболее полно отражать духовные интересы своего времени.
         Но эта претензия вызывала критику со стороны крупнейших писателей-гуманистов. М. Горький, Р. Роллан, Г. Манн и другие выступили с решительным осуждением декадентской идеологии, против насаждения ее в литературе и искусстве. Вместе с тем они никогда не отождествляли больших художников своего времени, так или иначе задетых Д., с декадентами в полном смысле, брезгливо отвернувшимися от жизни и с холодной циничностью смакующими мотивы отчаяния, бессилия человека перед жизненным злом. Так, М. Горький, дав в статье «Поль Верлен и декаденты» (1896) классическую характеристику упадочного мироощущения, показав, что Д. был захвачен и крупный французский поэт Верлен, в то же время подчеркивал огромную разницу между ним, поэтом кристальной честности, одаренным «чуткой, нежной и благородной душой», и несметным полчищем его последователей, которые легко и цинично отказались от защиты человеческих ценностей, предпочтя им «чистое искусство». Суждение М. Горького сохраняет важное значение до настоящего времени. При этом следует помнить, что декадентское мировосприятие не обязательно предполагает нарочито затрудненную, нетрадиционную форму. В этом отношении показательна современная, так называемая «массовая культура» на Западе (гангстерские и порнографические фильмы, детективы), проникнутая духом оголтелого индивидуализма, проповедующая самые низменные инстинкты. С Д. конца XIX — начала XX века ее объединяет недоверие к человеку, откровенный аморализм. В этом смысле она является наиболее полным выражением декадентской идеологии в настоящее время, хотя по форме «массовая культура» бесконечно далека от формально-усложненного «искусства для искусства» той эпохи. Так, многие современные, декадентские по своей сути, западные фильмы обладают внешним правдоподобием, хотя, конечно, не являются реалистичными. А. С.


         ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ—одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Например, Марк Твен в «Приключениях Тома Сойера» упоминает, как перед дракой Том «пальцем босой ноги провел в пыли черту перед мальчиком, одетым в башмаки даже в будничный день». Благодаря этому читатели ярко представляют себе внешность маленьких драчунов, их одежду. В то же время Д. х. заставляет задуматься, понять разницу в образе жизни героев, угадать причину раздражения Тома, проникнуть в его духовный мир.
    Таким образом, Д.х. выделяет главное, помогает понять характер в целом. Д. х. может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки или переживания. Чтобы читатель почувствовал ужас положения Мцыри, заблудившегося в лесу, Лермонтов пишет:

    И миллионом черных глаз
    Смотрела ночи темнота
    Сквозь ветви каждого куста.

         В «Судьбе человека» М. Шолохов рассказывает, как Ванюша спросил у Соколова, где его кожаное пальто. По этой Д. х. можно представить прошлое мальчика, его мысли о настоящем отце — летчике и т. п.
         Отдельные Д. х. автору подсказывает жизнь, но чаще писатель придумывает их, чтобы сделать более красноречивыми и выразительными образы героев. Чем лучше художник знает жизнь, тем свободнее и изобретательнее будет работать его фантазия и эффективнее будет детализация образов. С. К.