board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь

Краткий словарь литературоведческих терминов

Выберите интересующую вас букву:

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [К] [Л] [М] [Н] [О] [П] [Р] [С] [Т] [У] [Ф] [Х] [Ц] [Э]


         ФАБУЛА (от лат. fabula — сказание, рассказ, предание) — многозначный литературоведческий термин. Иногда употребляется в том же смысле, что сюжет. Иногда под сюжетом понимают хронологическую последовательность изображаемых событий, а под Ф.— тот порядок, в котором о них повествуется (с этой точки зрения можно говорить о различии сюжета и Ф. в романах М. Лермонтова «Герой нашего времени» или Л. Леонова «Вор»). Некоторые литературоведы хронологическую последовательность событий называют Ф., а их художественное расположение —сюжетом. Неоднократно высказывалось мнение, что сюжет — схема событий (например, проезжий выдает себя за высокопоставленное лицо и обирает обывателей), а Ф.— их конкретное и многостороннее изображение (события в «Ревизоре»). Г. Б.


         ФУТУРИЗМ (от лат. futurum — будущее).

         1. Реакционное литературное течение (направление), возникшее в 1909 году в Италии (во главе с Маринетти), выступившее с проповедью формалистических новшеств в поэзии (отказ от синтаксической организации речи, введение неязыковых форм в текст: нотных и математических знаков и пр.), причем под этими призывами скрывалось антигуманистическое содержание, позднее приведшее Маринетти к фашизму.

         2. Возникшее в России в 1910 году течение в литературе и живописи (которое лишь в 1913 году приняло название Ф.),в некоторых отношениях перекликавшееся с итальянским (отрицание культуры прошлого, поиски новых языковых форм), но по существу от него далекое, так как, несмотря на внешне резко выраженные формалистические черты (так называемый заумный язык), в русском Ф., в особенности одной из двух его ветвей — кубофутуризме (эгофутуризм, представленный прежде всего в творчестве И. Северянина, интереса не представлял),— были заметны черты социального протеста, отхода от буржуазной культуры, что на первых порах связало с ним молодого В. Маяковского. Кубофутуристами были В. Хлебников, братья Бурлюки, В. Каменский и др. После Октября Ф. быстро сошел со сцены. Л. Т.