board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь


    Проект "Финансист – художественный учебник экономики (или история одного карьериста)".

    Авторы: Белоус Есгений, Тихомиров Денис.

   Целью нашей работы было провести аналогию финансового мира, представленного в романе “Финансист”, и реальностью экономических законов применительно к эпохе, в которую жил и творил Драйзер, то есть первой половины XX-го века(эпохи наиболее бурного развития промышленности в США). Для этого мы сравнивали описанные в романе игры на бирже и экономические приёмы с основными законами экономики.
   Роман “Финансист” интересен тем , что является прежде всего художественным произведением и вся экономическая система описана глазами одного человека, главного героя – Фрэнка Алджерона Каупервуда. Ценность этого произведения заключается в его биографичности и правдивости. За основу образа главного героя писатель взял жизнь и карьеру миллионера Чарльза Йеркеса. Драйзер изучал досье филадельфийских газет, встречался с людьми, лично знавшими Йеркеса . В итоге проделав невероятную работу над изучением жизненного пути этого человека , в своё время весомого в экономическом мире Америки , Драйзер написал “Финансиста”. Теодор Драйзер и сам проходит весьма трудный жизненный путь – от работника прачечной до всемирно известного писателя.
   По сути это произведение о становлении личности , о стремлении и желании добиться успеха и значимости в жестоком мире денег и власти. Не зря Теодор Драйзер даёт название “трилогия желания” циклу историй о жизненном пути Фрэнка Каупервуда и не зря он ставит произведение “Финансист” первым в романе, потому что выбор судьбы человека и его формирование проходят в самом начале его пути во взрослую жизнь, в детстве и юности. И одной из задач Драйзера наверно была показать все достоинства и недостатки жизни финансового деятеля – профессии , становившейся день ото дня всё популярнее и популярнее. С одной стороны главный герой – целеустремленный юноша без вредных привычек и дурных мыслей в голове , чтящий семью и ведущий порядочный образ жизни, но с другой стороны мы видим как в течение своей карьеры меняется Фрэнк – меняются его требования к жизни и к окружающим людям ,ему всего становится мало – мало денег , мало власти , мало женщин.
   Произведение может быть интересно и полезно для всех слоев общества , прежде всего мы смотрели со своей стороны и считаем , что в нашем возрасте прочтение данной книги имеет особое значение – выбор жизненного пути и современные тенденции в профессиях , связанных с экономикой и финансами , его плюсы и минусы. А также , поскольку нашей целью являлось доказать что это художественный учебник экономики , то эта книга познавательна для тех кто только собирается вступить на путь финансиста , поможет почерпнуть первые познания об этой области и получить представление о фондовой бирже , об игре на ней , о конкуренции , о банковском деле , о рынке ценных бумаг и о самих ценных бумагах , а также естественно о всём том что может случится в этой сфере.

  Ранние годы
   Родители Драйзера – Джон Драйзер и Сара Шёнёб были совладельцами шерстопрядильни. После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, где его тяжело покалечило. Вскоре погибли трое старших сыновей. Семья долго переезжала и, в конце концов, обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот в штате Индиана. Теодор Драйзер, девятый ребёнок в семье, родился 27 августа 1871 года. В 1887 году окончил школу. В 1889 году поступил в университет штата Индиана. Через год прекратил обучение из-за того, что не смог оплачивать учёбу. После работал клерком, возчиком фургона прачечной. Жизнь изрядно помотала еще не окрепшего тогда юношу - Теодора. Что впоследствии сильно отражалось в его романах. Драйзер всегда стремился к лучшей жизни , при чем не только в материальном , но и в духовном плане.

  Первые шаги в журналистике и литературе
   В 1892 году Драйзер решает стать репортёром. В 1892—1894 годах был репортёром в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго и Сент-Луиса. В 1894 году переезжает в Нью-Йорк. Его брат Поль Дрессер организует музыкальный журнал «Эври манс», и Драйзер начинает работать редактором. В 1897 году покидает журнал. Писал по заказу «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен».
   Одна из первых опубликованных Драйзером литературных работ — очерк «Артистический квартал Нью-Йорка: литературно-артистическое убежище в Броксвилле» (журнал «Метрополитен», ноябрь 1897). До появления своего первого романа в 1900 году Драйзер опубликовал 42 статьи и ряд поэм. Драйзер указал в интервью для справочника «Кто есть кто в Америке» (1899), что им были написаны две книги: «Исследование о знаменитых современниках» — очерки о Вильгельме II, Барнуме и т. д. — и «Поэмы».

  Драйзер - писатель
   Обычно библиография работ Драйзера начинается с его романа «Сестра Керри» (1900). Этим произведением Драйзер продолжал реалистические традиции писателей Америки конца XIX века (Ф. Норрис, С. Крейн), но уже в условиях упадка этого движения. Роман был встречен критикой и обществом крайне враждебно, как «безнравственное» произведение. Без предрассудков и обычного в то время пуританизма Драйзер дал реалистический образ девушки, выступающей против общепринятых моральных взглядов. Только в 1911 году Драйзер опубликовал свой второй роман — «Дженни Герхардт» , в котором развивает мотивы «Сестры Керри». Американская пресса обошла выход романа молчанием.
   В 1912 Драйзер начинает писать свою монументальную «Трилогию желания».

  Трилогия желания

Финансист
   Первый роман трилогии. В нем описано становление личности Фрэнка Алджерона Каупервуда и его первые шаги в финансовом мире. Не зря эта книга стоит первой. Во-первых в ней описаны все тонкости финансовых махинаций , игры на бирже , законов биржи и главное принципы , которым необходимо следовать ,чтобы добиться успеха в жестоком мире политики и власти.
   За основу для романа писатель взял жизнь и карьеру миллионера Чарльза Йеркеса. Драйзер изучает досье филадельфийских газет, всречается с людьми, лично знавшими Йеркеса.
   Почему прототипом героя писатель избирает именно Йеркеса? Выбор Драйзера диктовался несколькими обстоятельствами. Прежде всего, Йеркес действовал в Филадельфии, Чикаго, Нью-Йорке, то есть именно в тех городах, которые хорошо знал писатель. Йеркес умер в 1905 году, и легко было собрать подробные материалы о его деятельности, услышать рассказы очевидцев. Вероятно, не последнюю роль сыграло и то обстоятельство, что после смерти миллионера не осталось прямых наследников, которые могли бы воспротивится публикации книги о своем родственнике.
   В Филадельфии Драйзер изучает записи актов гражданского состояния за 1870 и 1871 годы, разузнает мельчайшие подробности жизни Йеркеса – к каким клубам он принадлежал, какие устраивал приемы и где, в каком доме размещалась его фирма. Он также знакомится с точным планом помещений фондовой биржи и многими другими материалами.
   В октябре 1912 года новый роман Теодора Драйзера вышел в свет.
   Официальная критика встретила роман без энтузиазма. Рецензенты считали роман скучным, слишком прямолинейным, но не могли не признать его правдивости. Такая оценка романа не способствовала его распространению.

Титан
   Сразу же после завершения работы над «Финансистом» Драйзер принимается за работу над «Титаном» - вторым романом «Трилогии желания». В романе писатель собирался показать деятельность Фрэнка Каупервуда после переезда из Филадельфии в Чикаго.
   Писатель работал над романом полтора года. Для получения необходимых материалов Драйзер ездил в Чикаго, собирая сведенья о пребывании там Чарльза Йеркеса , изучал места, фигурирующие в будущем романе.
   Сдав рукопись в издательство, Драйзер в марте 1914 года отправился в Чикаго к своему другу Эдгару Мастерсу. Здесь писатель заболел, и его положили на операцию. Прикованный к постели, он получает из Нью-Йорка совершенно неожиданное известие: издательство «Харперс» отказывается выпустить «Титана» в свет. Драйзер не может понять в чем дело, - ведь издатели неоднократно читали роман, одобрили его, и, более того, первый тираж книги – 8500 экземпляром – уже был отпечатан. Конечно, можно было настоять на своих юридических правах. Но история с изданием «Сестры Керри» все еще не была забыта. Оставался только один выход – искать другого издателя.
   За дело берутся нью-йоркские друзья Драйзера – Анна Татум и Вильям Ленджел. Корректуры романа рассылаются во все известные издательства - «Сенчюри», «Джордж Х. Доран», «Альфред А. Кнопф» и другие, и отовсюду приходит отрицательный ответ, ни одно американское издательство не берется за выпуск книги.
   В чем же причина? Издательство «Харперс» указывало на то, что «реализм романа – слишком бескомпромиссный». Как отмечают биографы писателя, на самом деле издатели опасались быть привлеченными к ответственности некоторыми близкими к Йеркесу людьми, которые все еще занимали определенное положение в свете. В этой связи упоминали жившую в Лондоне Эмилию Григсби, якобы послужившую прототипом для образа Беренис Флеминг.
   Долгие хлопоты друзей писателя все же увенчались успехом: нью-йоркское отделение английского издательства «Джон Лейн компани» согласилось выпустить роман в свет и выдало писателю аванс в тысячу долларов.
   «Титан» был издан в мае 1914 года.
   Писатель возлагал на роман немалые надежды, надеясь с его выходом поправить свое материальное положение. Однако «Титан» был встречен без энтузиазма. Критика называла роман «нудным», описанную в нем историю «невозможной», героя его «аморальным», а самого писателя – «ненормальным американцем». Неудивительно, что после подобной критики книга расходилась слабо, гонорара не хватало даже, чтобы рассчитаться за полученные авансы.
   «…наблюдается тенденция поставить все с ног на голову, - с горечью говорил писатель, - ниспровергнуть тех, кто находится на высшей ступени интеллектуального развития, в угоду предрассудков и глупости большинства. Все ради тех, кто стоит у власти… »
   Иллюстрированный еженедельник «Лайф» в стихотворной рецензии на книгу отмечал, что «распутный нрав» героя не позволяет отнести роман к числу реалистических произведений. «Поражение успеха» - так называлась статья о романе, опубликованная в газете «Индепендент». Многие печатные органы просто не заметили нового романа Драйзера, и в результате рецензий на него появилось очень мало.
   И только Генри Менкен безоговорочно хвалил книгу. «Поверьте мне, - писал он Драйзеру в одном из писем, - это лучшая вещь, которую вы когда-либо создали, за возможным исключением «Дженни Герхардт», и то ее преимущество заключается в большем эмоциональном обаянии… Ваш стиль стал… более преисполненным драматизма, более изящным. Короче говоря, вы сочетаете изящество стиля с увлекательностью изложения».
   Глубоко удрученный отсутствием спроса на «Титан», Драйзер отказывается от мысли закончить трилогию и на долгие годы откладывает работу над третьей частью.
   «Жизнь слишком тяжела», - признается он в письме к Менкену.

Стоик
   В стоике описываются последние годы жизни Каупервуда: финансовые манипуляции с лондонской подземкой, сложные взаимоотношения с женой Эйлин, Беренис и другими своими любовными увлечениями. А далее – тяжелая болезнь и размышления о бесцельности прожитой жизни.
   Фрэнк осознает, что деньги никогда не делали его счастливым. Всю жизнь он считал , что главное это сила , он брал то , что хотел , не спрашивая никого об этом. Но теперь , в тяжелую минуту он понимает , что человек ценен не тогда когда люди замечают как он живёт ,а тогда когда люди замечают , что его не стало. Но он выбрал путь “желания” и должен смирится с этим.

  Американский Романтизм
   В истории культуры эпоха рубежа веков (1790-1860-е годы) получила название эпоха романтизма. Американский романтизм возник в результате американской буржуазной революции 1776-1784 гг., как отклик на неё.
   Революция – что-то грубое, уничтожает прекрасное, а промышленный переворот обедняет жизнь. За прогресс нужно платить самую высокую цену.
   В основе романтизма лежит острый протест против буржуазной действительности. В то время как в Европе XIX века национальная литература закрепила за собой качества, складывающиеся в течение почти целого тысячелетия и ставшие их специфическими национальными чертами. Американская литература, как и нация, ещё не определилась. В стране исчез целый класс английской аристократии, но формировался новый – буржуазия, господствовали новые законы, вызревали новые разочарования.
   Мир казался взбаламученным, лишенным привычной стабильности. Так американский романтизм был признан, отразить новые закономерности общественной жизни, складывающиеся нормы новых социальных установлений. Характерной чертой эстетики романтизма является разрыв между идеалами и действительностью, романтики ищут свой идеал в области в области мечты, противопоставляют неприглядному буржуазному миру вымышленный мир, свою мечту.
   Романтизм в литературе и искусстве является способом реализации романтики как одного из свойств мышления человека. Сущностью романтики является мечта, идеальное представление об отношениях между внутренней реальностью личности и окружающей действительностью. В центре романтического мироотношения всегда стоит человеческая личность, способная с помощью мечты преодолеть любые внешние силы – природные и социальные.
   Огромное значения для развития американской литературы и критического реализма имела деятельность романтика Вашингтона Ирвинга. Когда речь заходит о литературе американского романтизма его имя называют одним из первых. Он справедливо считается основоположником американской художественной прозы, отцом американской новеллы. Ирвинг – первый американский беллетрист, завоевавший европейскую известность. Это первый романтик, которого выдвинула американская литература.
   В ту пору она только начинала обретать свое национальное своеобразие. И именно поколению романтиков выпала честь завоевать американской литературой международное признание.
   Вашингтон Ирвинг и Фенимор Купер были первыми американскими писателями, получившие известность в Европе и России, являясь носителями истории и культуры свой страны, хотя Ирвинг в большинстве новелл использовал европейский материал, в его обработке проявлялся склад мышления американца. Ирвинг нашел специфические для Америки художественные проблемы.
   В современной Ирвингу Америке происходили большие перемены, во всем чувствовалась неопределенность. Это требовало художественного переосмысления. Был необходим новый герой – существо идеальное, высоконравственное, страстное, обаятельное и свободное от общественных пороков. В реальной жизни его не было, он должен был быть абстракцией, мечтой о прекрасном, справедливом, истинном. Ирвинг преуспел в решении этой задачи – он явился первооткрывателем, он разработал новеллу, излюбленный жанр американских писателей.
   Условной датой рождения литературного направления романтизма следует считать 1808 год, когда вышел в свет альманах Ирвинга «Сальмагунди», написанный в соавторстве с Поледингом.

  Романтизм Америки имеет те же исторические предпосылки и эстетическую основу, что и европейский:
   1. внимание к внутреннему миру человека;
   2. принцип романтического двоемирия – романтики утверждают мысль о несовершенстве реального мира и противопоставляют мир своей фантазии. Оба мира постоянно сравниваются, сопоставляются;
   3. интерес к фольклору – одной из форм протеста против делячества и прозаизма повседневного буржуазного существования становится идеализация европейской старины, древней культурной жизни;
   4. полная творческая свобода художника, отказ от нормативности – с самого начала американские романтики принялись энергично рассматривать традиционные устои английской прозы, чему способствовало обращение к материалу национальной жизни, романтики смешали абстрактные эссе с конкретным описанием очерка, живописность пейзажей с динамичностью сюжета национальных легенд и преданий.

   Главный герой трилогии - Фрэнк Алджерон Каупервуд родился в семье мелкого банковского служащего, постепенно однако растущего по служебной лестнице.
   Отец его, Генри Уорингтон Каупервуд был человеком хоть и хорошим , но весьма нерешительным и недальновидным , впрочем честным и добропорядочным , за что был уважаем в своём кругу. Он верил лишь в то, что видел собственными глазами, и был вполне удовлетворен своим положением, не заглядывал в будущее и не строил огромных планов. Без стремления он ,конечно же не мог бы стать видной фигурой в жестоком мире бизнеса. В ту пору он был представительным мужчиной – высокий, худощавый, подтянутый, с вдумчивым взглядом и холеными, коротко подстриженными бакенбардами, доходящими почти до мочек ушей. Верхняя губа, странно далеко отстоявшая от длинного и прямого носа, всегда была чисто выбрита, так же как и заостренный подбородок. Густые черные брови оттеняли зеленовато-серые глаза, а короткие прилизанные волосы разделялись аккуратным пробором. Он неизменно носил сюртук – в тогдашних финансовых кругах это считалось «хорошим тоном» - и цилиндр. Ногти держал в безукоризненной чистоте.
   Впечатление он производил несколько суровое, но суровость его была напускная.
   Мать – миссис Каупервуд была женщина религиозная. Маленькая, со светло-каштановыми волосами и ясными карими глазами, она в молодости казалась весьма привлекательной, но с годами стала несколько жеманной и вся ушла в житейские заботы.
   В общим родители Фрэнка были замечательные ,самые обыкновенные , заурядные люди, не лишенные ,конечно, хороших качеств и весьма уважаемы в своих кругах.
   Фрэнк же , их сын с детства выделялся среди других детей , при чем не только внешностью и силой характера , но какой-то необычайной внутренней харизмой. Уже в 10 лет он вел себя как прирожденный вожак. И в начальной и в средней школе все считали, что на его здравый смысл можно положиться при любых обстоятельствах. Характер у него был независимый, смелый и задорный. Политика и экономика привлекали его в детства. Книгами он не интересовался. С виду это был подтянутый, широкоплечий, ладно скроенный мальчик. Лицо открытое, глаза большие, ясные и серые; широкий лоб и темно-каштановые, остриженные бобриком волосы. Манеры порывистые и самоуверенные. Всех и каждого донимая вопросами, он настаивал на исчерпывающих, разумных ответах. Фрэнк не знал болезней и недомогания, отличался прекрасным аппетитом и полновластно командовал братьями: «Ну-ка Джо!», «Живей поворачивайся, Эд!» его команда звучала не грубо, но авторитетно, и Джо с Эдом повиновались. Они с детства привыкли смотреть на старшего брата, как на главаря, с чьими словами следует считаться. С детства Фрэнку было присуще добиваться того чего он хочет, попробовать всё на свете , а главное сделать это первым . Так в еще совсем юном возрасте он уже крутил романы со всеми соседскими девочками, используя их и выбрасывая как только добьётся своего – завоюет их любовь и признание. Ему всего всегда было мало и всё чего он добивался , к чему он привыкал со временем начинало душить его, надоедать, поэтому он постоянно стремился к новому и вообще жил будущим , строя огромные планы и не теряя уверенности в себе.
   Он постоянно размышлял, размышлял без устали. Все на свете равно поражало его, ибо он не находил ответа на главный вопрос: что это за штука жизнь и как она устроена? Откуда взялись на свете люди? Каково их назначение? Кто положил всему начало? Его мозг отказывался воспринимать то , что было неподкрепленно конкретными фактами. Он ничего не принимал на веру , зато всегда верил в свою интуицию и удачу , да и в себя самого.
   Внешность Фрэнка Каупервуда была располагающей и приятной. Рослый – пять футов и десять дюймов , широкоплечий и ладно скроенный , с крупной красивой голово и густыми , вьющимися темно-каштановыми волосами В глазах его святилась живая мысль , но взгляд их был непроницаем , по нему ничего нельзя было угадать. Походка у Фрэнка была легкая , уверенная , быстрая . Он не знал ни тяжелых ударов судьбы , ни горечи разочарований. Ему не доводилось страдать ни от болезней , ни от лишений.
   Становление жизненного мировоззрения. Начало длинного пути.
   Фрэнк видел то чем занимается его отец и уже тогда понимал чего хочет от жизни, знал , что хочет неразрывно связать свою жизнь с финансами. Только он знал, уже тогда знал , что пойдет дальше. Первую свою сделку он провернул когда ему было еще четырнадцать лет. Он купил ‘по дешевке ’ на аукционе мыло и продал его владельцу магазина хозяйственных товаров за несколько кварталов оттуда. Так он заработал первые пятьдесят долларов и по сути так и началась его карьера.
   Фрэнк вырос и действительно решил стать финансистом. Сперва он работал помощником в одной небольшой фирме , но разумеется он не собирался зацикливаться на этом и , получив , как он считал, всё возможное на этом месте ( все знания , все знакомства и все возможные дальнейшие пути развития ) он шел дальше. Получая в свои руки такого человека , в котором все его работодатели сразу же отмечали некий талант, дар , они не хотели упускать такого дельного человека , но мистер Каупервуд не желал останавливаться на достигнутом и шел дальше , ведомый своим желанием к самопознанию и власти, “впитывая ” и “осмысляя” всё на своём пути.
   Фрэнк быстро проходит путь от служащего мелкой конторой до биржевого маклера, но придя на биржу и усвоив все её хитрости , более или менее поняв систему игры и ее правила главный герой осознаёт , что это не то к чему он шел , что маклеры хоть и могут неплохо зарабатывать , но в большинстве своём они напоминают стаю голодных рыб охотящихся на более мелких рыбёшек . Выбор действий вроде бы огромен , но сколько не старайся а больше чем можешь за один раз не заглотить. Каупервуд понимает , что в его планы входит стать рыбёшкой куда посерьёзнее. И помочь ему на этом пути могут лишь его смекалка , упорство , уверенность и хладнокровие , потому что главный закон им усвоен – либо ты , либо тебя.
   Помимо своих финансовых успехов Фрэнк пытается получать удовольствие от жизни. Он ищет себе женщину. Но не просто женщину а настоящий идеал, ту , которая даже ему бы не надоела со временем. Но аппетит его настолько велик , что вокруг не оказывается ни одной достойной кандидатуры . Лишь некоторое подобие того идеала является ему в Лилиан Сэмплер , замужней женщине , чей муж , впрочем , вскоре умирает. Фрэнк добивается ее руки не смотря ни на что , но проходят годы и поняв , что она уже не та что была раньше Фрэнк находит себе новую женщину и это не предел. В этом весь наш герой. Он не похож на окружающих его людей и хочет найти себе равных , как в работе , так и в любви.
   Фрэнк был выдающимся дельцом , обладал всеми нужными для этого дела качествами. Он всегда был спокоен, спина его была широка расправлена , а голова всегда приподнята вверх , лицо его не выражало никаких эмоций и он мог перенести любое событие, любую новость , не подав виду. Рассуждал он всегда здраво , говорил четко ,ясно и доступно , так чтобы люди сами захотели иметь с ним дело. Ко всему этому он обладал по истине даром финансиста , отличной интуицией и дальновидностью. Ему как и всем людям ,идущим ,открывая двери ногами и бросающим вызов судьбе была присуща удача.
   В конце XIX - начале XX веков США представляли собой период перехода капитализма в империализм. В данный период монополистический капитал, охватив основные отрасли хозяйственной жизни, определил внутреннюю и внешнюю политику США. Началом монополистического подъема стала гражданская война США между севером и югом. Именно она знаменовала собой важнейший рубеж в развитии американской экономики. Нарушив привычные связи с Европой, она заставила обе стороны проводить политику экономического само обеспечения. На базе государственных поставок для армии создался (если можно так сказать) огромный внутренний рынок и именно он послужил стимулятором развития предпринимательской деятельности. Люди в течение нескольких лет могли сколотить себе огромное состояние. И, наверное, именно в годы гражданской войны был заложен фундамент крупнейших финансовых империй США. В результате войны высшая власть перешла от плантаторов Юга к крупной буржуазии Севера, отдав в ее распоряжение несметные богатства страны. Освободившись от пут рабства, страна вступила в период бурного экономического роста. Именно это время Драйзер отображает в своей книге. Его книга имеет сильную историческую основу и автор очень верно описывает суровую эпоху перехода от одного строя к другому, когда сегодня у человека есть деньги и он многообещающий предприниматель , а завтра произошло какое-нибудь событие , повлекшее за собой изменение курса акций и огромное количество людей оказывается на улице , без гроша в кармане. В книге автор уделяет очень много внимания экономической подоплёке. Подробно рассказывает о игре на бирже , ценных бумагах , видах вкладов и паев. Для проведения аналогии с реальными законами экономики мы сделали такую таблицу.
   Но для начала что же вообще такое экономика? Термин экономика возникает в Древней Греции. создателем считается Аристотель. Под экономикой он понимал управление домашним хозяйством. Сегодня термин “экономика” используется в двух основных значениях :
   Экономика – синоним хозяйства, то есть отношений , связанных с производством , распределением и обменом материальных благ.
   Во втором значении “экономика” – наука , изучающая подобные отношения. В этом смысле её очень часто называют экономической теорией . Экономическая теория – наука о том как общество использует ограниченные ресурсы для производства благ и распределения их среди людей.

Описание в книге:
Описание в экономических трудах:

      1.Облигации, или ‘обязательства’, как их называли, гарантировали шесть процентов годовых, но , когда наступал срок уплаты процентов , казначей города или штата ставил на них штамп с датой предъявления , и проценты по “обязательству” начислялись с этого дня не только на номинал , но и на накопившиеся проценты. Иначе говоря это было постепенное накопление процентов.

      2.Работа биржи. Место на фондовой бирже стоило две тысячи долларов .Согласно правилам, недавно введенным биржевым комитетом, сделки дозволялось заключать между десятью часами утра и тремя полудни.

      3.Обычно если акции падают , значит , кто-то выбрасывает их на биржу или же на рынке общая депрессия . Если акции поднимаются , значит , то ли конъюнктура благоприятна , то ли кто-то скупает их.

      4.Основы игры на бирже. Того, кто покупал акции в чаянии повышения курса , называли “быком” , если же этот маклер уже скупил большие партии определенных ценных бумаг , то про него говорили , что он “нагрузился до отказа”. Когда он начинал продавать , это значило , что он “реализует” свой барыш , если ж его маржа( разница между номинальной стоимостью ценной бумаги и ценной , которую запрашивает маклер) иссякла – он “прогорал”. “Медведем” назывался биржевик , продававший акции , которых у него по большей части не было в наличии , с расчетом на их падение , чтобы тогда по дешевке закупить их и покрыть свои запродажные сделки. Покуда он продавал бумаги , не имея их , он считался “пустым”; если же он покупал акции , чтобы удовлетворить клиента и положить карман прибыль или с целью избежать убытка от непредвиденного повышения курсов , то на биржевом жаргоне говорили ,что он “покрывается”. Когда обнаруживалось , что он не может достать акций , чтобы вернуть их тем , у кого он их раньше занял для выполнения заказа , он оказывался “загнанным в угол”. Тогда ему приходилось покрывать свою задолженность по ценам , назначенным лицами, которым он и другие “пустые ” маклеры запродали ценности.

      5. Доходы Фрэнка Каупервуда в основном были связаны с его вкладами в акции конных железных дорог и других предприятий, а также проценты от вложений в банки. При этом он всегда весьма успешно играл на бирже , пользуясь своим даром дальновидности и интуиции.

      6.В произведении экономика , как и в жизни ,неизбежно пересекается с политикой. При чем перед нами предстают различные политические деятели : одни из них напрямую и очень тесно связаны с политикой , другие лишь косвенно , третьи не участвуют в ней , но имеют непосредственное влияние на ее формирование. К первым можно отнести казначея Стинера и сенатора Симпсона , ко вторым относится , например , отец Фрэнка , а третьи это такие люди как Батлер и Молленхауер.

      7.В книге , после пожара в Чикаго , мистера Каупервуда признают банкротом потому что он не в состоянии выплатить ссуду по прошению банков.


      1.Облигация – ценная бумага , являющаяся долговым обязательством фирмы или государственного казначейства. Купивший ее человек получает определенный процент ее номинальной стоимости , а по истечению срока действия облигация погашается , то есть выкупается у того тем , кто ее выпустил. Вексель – бумага , обязывающая отдать сумму в определенное время , в определенный срок.

      2.Фондовая биржа – место , где торгуют ценными бумагами. Различают два рынка акций – первичный и вторичный. Первичный – связан с новыми акциями , с их выпуском ( эмиссией) и их размещением. Вторичный – непосредственная торговля на бирже ( именно на этой бирже Фрэнк Каупервуд проделывал свои махинации)

      3.Акции на бирже и их поведение обычно оценивается по росту или понижению акций ведущих компаний, определяется фондовым индексом ( фондовый индекс – средний курс акций крупнейших компаний ). Именно по этим акциям определяется изменение стоимости всех других акций. Вызвать понижение или понижение курса может что угодно : банкротство какой-либо компании , связанной с этой фирмой , стихийными бедствиями или природными катаклизмами или же просто хорошо пущенными слухами. Точно определить поведение акций на рынке очень тяжело.

      4.Люди на фондовой бирже играют разные роли :

  • (1)инвестор – человек , вкладывающий деньги в ценные бумаги.
  • (2)Брокер – торговец ценными бумагами, зарегистрированный на бирже.
  • (3)”Быки” – торговцы на фондовой бирже , которые в расчете на будущее повышение курса акций скупают их , чтобы потом продать по более высокой цене.
  • (4)”Медведи” – торговцы на фондовой бирже , которые в расчете на будущее падение курса акций продают их , чтобы затем выкупить по более низкой цене.

      5.Виды доходов :

  • - заработная плата
  • - доходы от сбережений
  • - доходы от собственности
  • - доходы от предпринимательской деятельности
  • - социальные трансферты – средства , получаемые от государства , не являющиеся оплатой произведенных товаров или оказанных услуг и не связанных с владеньем собственностью.
      У Фрэнка не было заработной платы и социальных трансфертов , зато он весьма успешно выручал деньги из предпринимательской деятельности а также , получая проценты из банка от своих сбережений.

      6.Классификацию участников политической деятельности , основанную на различной степени вовлеченности человека в политическую деятельность разработал один из самых видных экономистов, стоявших у истоков этой науки, Макс Вебер. Он выделил :

  • (1) политиков по случаю( избиратели)
  • (2) политиков по совместимости ( политика не является главным занятием в жизни)
  • (3) Профессиональные политики ( участвуют в политической деятельности , являющейся единственным или главным делом в жизни)

      7. Банкротство объявляется тогда , когда предприниматель не может выплатить сумму, взятую в кредит.

   Безусловно законы экономики это каркас , который держит всю систему , но ведь изменение экономического положения на рынке или на фондовой бирже не всегда процесс закономерный. Это как жизнь – никогда не знаешь , что она тебе преподнесет , поэтому одним только законам здесь следовать нельзя. Людям , такого рода деятельности необходимо иметь особый талант. Но и этого недостаточно. Большие деньги в экономике всегда крепко связаны в политикой, с распределением сфер влияния , с борьбой за власть. Николо Маккиавели, видный деятель эпохи возрождения , считал , что политика есть совершенно самостоятельная сфера общественной деятельности , независимо от религии , морали и тд. Главное в политике – власть, ее завоевание и удержание . Соответственно в политике одобряется всё , что этому способствует и отвергается всё , что может этому помешать, даже если подобные действия приходят в противоречие с требованиями морали. В своём произведении “государь” , посвященном этой теме автор открыто противопоставил политику и экономику нормам чести и морали , за что был обвинен в цинизме, тем не менее произведение “государь ” впоследствии стало настольной книгой самых крупных политических и экономических деятелей , таких как ,например ,Адольф Гитлер.
   Действительно в произведении главный герой постоянно сталкивается с выбором между выгодой и честным поведением. Во Фрэнке всегда побеждала жажда к наживе , жажда к желанному , жажда к тому , чего ему хотелось. При чем не только в политике и экономике , но даже в личной жизни. Этот человек всю жизнь брыл то , что хотел и был счастлив , но врядли были счастливы , окружавшие его люди. Но нельзя забывать ,что книга эта является первой в трилогии , которая называется “трилогия желания” и одной из задач автора было показать столкновение собственного желания с желаниями и счастьем окружающих.
   В жестоком мире , описанном Драйзером всё происходит по закону джунглей – побеждает тот кто сильней и тот кто первый нападает.
   “Молленхауэр смотрел на него спокойно и задумчиво. Он часто видел перед собой слабых людей, не более бесчестных, чем он сам, но лишенных его ума и мужества, и они точно так же молили его - не обязательно на коленях, но все равно это были люди со сломленной волей и духом. Жизнь, в представлении этого человека с богатым и сложным житейс¬ким опытом, была безнадежно запутанным клубком. Что прикажете делать с так называемой моралью и нравственны¬ми заповедями? Этот Стинер считает себя бесчестным чело¬веком, а его, Молленхауэра, честным. Вот он кается перед ним в своих преступлениях и взывает к нему, словно к пра¬веднику или святому. А между тем Молленхауэр знает, что сам он столь же бесчестен, но более хитер, дальновиден и расчетлив. Дело не в том, что Стинер безнравствен, а в том, что он труслив и глуп. В этом его главная вина. Есть люди, воображающие, что существует какой-то таинственный ко¬декс права, какой-то идеал человеческого поведения, ото¬рванный и бесконечно далекий от практической жизни. Но он, Молленхауэр, никогда не видел, чтобы они претворяли его в жизнь, а случись так, это привело бы их только к фи¬нансовой (не нравственной, этого он не стал бы утверждать) гибели. Люди, которые цеплялись за этот бессмысленный идеал, никогда не были выдающимися деятелями в какой-либо практической области. Они навеки оставались нищи¬ми, жалкими, обойденными мечтателями. При всем жела¬нии он не мог бы заставить Стинера все это понять, да и не стремился просветить его. Жаль, разумеется, детишек Сти¬нера, жаль его жену!”
   Вот пример , доказывающий справедливость взглядов Макиавелли. Человек , который не чурается никаких нравственных обязательств в политике всегда добивается большего, другое дело приносит ли это ему счастье. Стинер же , то ли более честный , то ли более слабый человек сядет в тюрьму и потеряет всё что у него было. Нет – экономика и политика это мир сильных. Выживает там сильнейший , умнейший , расчетливейший и хладнокровнейший.
   С течением времени Фрэнк Алджерон Каупервуд становится всё более и более опытным финансистом. Он прекрасно понимает и видит все изменения рынка, умело манипулирует людьми для извлечения собственной выгоды. Постоянно бесстрашно пускается в самые отчаянные и рискованные авантюры. Он постоянно в работе , постоянно задумчив и невнимателен к окружающим его людям. Фрэнк всегда отличался сильным характером и даже в самую трудную минуту оставался спокоен и хладнокровен, ничто не могло выбить его из колеи или изменить его убеждений.
   “Каупервуд , невзирая на очень невеселые мысли о возможном тюремном заключении , о том , как воспримут его родители , жена , дети , коллеги и друзья, оставался спокойным и уравновешенным , что объяснялось , конечно , исключительной стойкостью его духа. В этом вихре бедствий он ни на секунду не утратил трезвости мышления и мужества. Совесть , которая терзает человека и нередко даже приводит его к гибели . никогда не тревожила Каупервуда. Понятия греха для него не существовало . Жизнь , с его своеобразной точки зрения , имела лишь две стороны – силу и слабость . ”
   Фрэнк всегда считал , что счастье это удовлетворение своих желаний , а удовлетворение желаний он видел в деньгах , во власти, во влиятельности и в подчинении себе воли других людей. Но разве принесло всё это ему счастья? Да , всё это случается из-за огромного пожара в Чикаго , экстренного обстоятельства, но именно в таких ситуациях и узнаешь по-настоящему людей . Фрэнк пытается выпутаться как может , при этом главное для него то чтобы ему потом вновь разрешили работать. В такие трудные моменты жизни люди обычно обращаются к друзьям , к семье, к жене, Фрэнк обращается к финансовым воротилам и любовнице.
   “Финансист” – это прежде всего роман и автору , прежде всего , важен внутренний мир героя , важно показать его изменение или наоборот стойкость. Фрэнк Каупервуд не находит своего счастья. Он постоянно гонится за властью, за выгодой и постоянно забывает о том , что счастье для человека это не удовлетворение своих желаний и потребностей , а это благополучие и радость окружающих тебя людей. Изменение отношения к жизни меняет отношение человека к людям , важным для него в этой жизни. Постоянно занятой и успешный Фрэнк не может найти настоящего счастья и по этому поводу есть одна интересная история про легендарного Джона Рокфеллера , который имея всю свою власть и могущество не был счастлив и не делал счастливым никого вокруг. Рокфеллер просто напросто забыл о делах и вспомнил о самых обычных радостях жизни , таким образом “взяв взаймы 45 лет жизни”.

КАК ДЖОН Д. РОКФЕЛЛЕР ВЗЯЛ ВЗАЙМЫ СОРОК ПЯТЬ ЛЕТ ЖИЗНИ
   Д. Рокфеллер-старший накопил свой первый миллион в возрасте тридцати трех лет. В сорок три года он построил са¬мую крупную монополию в истории человечества — великую компанию «Стандард Ойл». А что же с ним стало в пятьдесят три года? В пятьдесят три до него добралось беспокойство. По¬стоянные тревоги и волнения, а также перенапряжение, свой¬ственное его образу жизни, полностью подорвали его здоровье. По словам одного из его биографов Джона К. Уинклера, «он выглядел, как самая настоящая мумия».
   В возрасте пятьдесят три года Рокфеллер подвергся атаке за¬гадочных кишечных недугов, в результате которых у него на теле не осталось почти ни одного волоска. Мало того, что у него об¬лысела голова — он полностью лишился ресниц, и только едва заметные полоски над глазами указывали на то место, где у него раньше были брови. «Состояние его здоровья было настолько серьезным, — рассказывает Уинклер, — что некоторое время врачи заставляли его жить на женском молоке». Врачи установи¬ли, что это было нервное облысение — заболевание, причиной которого является крайне обостренная деятельность нервной си¬стемы. Его лысый блестящий череп смотрелся так ненатураль¬но, что ему пришлось носить специальную шапочку. Позднее он перешел на парики, каждый из которых обходился ему в пятьсот в. Так до конца жизни он и появлялся на людях в своих серебряных париках.
   От природы Рокфеллеру было дано железное здоровье. Он выроос на ферме, и знавшие его в то время люди вспоминают, что его отличали широкие плечи, прямая осанка и быстрая и уверенная походка.
   И все-таки в пятьдесят три года — в возрасте, который у муж¬чин считается пиком физических и умственных способностей, — его плечи поникли, а походка стала неуверенной и шаркающей, как у глубокого старца. «Когда он смотрел в зеркало, — расска¬зывает еще один его биограф Джон Т. Флинн, — он видел там старика. Непрерывная работа, постоянные переживания, поток оскорблений, сыплющихся со всех сторон, бессонные ночи, а также нежелание отдыхать и укреплять свой организм» в конце концов взяли свое — физические болезни в буквальном смысле слова поставили Джона Д. на колени. В то время он был самым богатым человеком в мире — но ему приходилось жить на диете, от которой с омерзением отказался бы любой бедняк. Его доход составлял два миллиона в неделю — но за ту же неделю он съедал продуктов всего на два доллара! И немудрено — врачи не позво¬ляли ему ничего, кроме чашки простокваши и горстки крекеров в день. Его кожа полностью обесцветилась и напоминала высох¬ший пергамент, обтягивающий кости. Его жизнь поддерживалась исключительно стараниями врачей — лучших врачей, которых можно было купить за деньги в те времена.
   Но что послужило причиной его столь плачевного состоя¬ния? Волнения и тревоги. Постоянные эмоциональные потря¬сения. Высокие нагрузки и стрессы, присущие его образу жиз¬ни. Он в буквальном смысле слова довел себя до края могилы. Закономерный исход — ведь еще в те времена, когда ему было двадцать три года, Рокфеллер неустанно стремился к своей цели, причем делал это с такой мрачной решимостью, что, как от¬мечают знавшие его люди, «ничто на свете не могло прояс¬нить его вечно нахмуренное лицо, кроме известия об удачной сделке». Если ему удавалось получить крупную прибыль, он ис¬полнял своего рода индейский военный танец — бросал на пол шляпу и начинал выделывать над ней самые эксцентричные антраша. Но если ему случалось терять деньги, он по-настоя¬щему заболевал. Однажды ему нужно было переправить по Ве¬ликим озерам несколько барж с грузом зерна, оцененным в сорок тысяч долларов. Груз не был застрахован, потому что это казалось Рокфеллеру слишком дорогим удовольствием, — еще бы, целых сто пятьдесят долларов! В ту ночь на озере Эри разразилась ужасная буря. Рокфеллер так сильно беспокоился насчет сохранности своего груза, что не сомкнул глаз до само¬го утра. Когда его партнер Джордж Гарднер с утра пришел в офис, Джон Д. в сильном смятении ходил по кабинету. Судя по его виду, домой он так и не уходил.
   - Поспеши! — обратился он к Гарднеру с дрожью в голосе Попробуем взять страховку! Может быть, еще не поздно.
   Гарднер бросился в страховую контору и быстро заключил контракт, но по возвращении в офис он нашел Джона Д. в еще более мрачном состоянии, чем раньше. Пока он отсутствовав Рокфеллер получил телеграмму, в которой сообщалось, что гп ' благополучно прибыл по назначению. Рокфеллер чувствовал себя совершенно больным — и все потому, что «выбросил 1/ ветер» сто пятьдесят долларов. Он настолько ослаб, что ему пришлось отправиться домой и лечь в постель. Вы только гиГ думайте! В то время как его фирма ежегодно приносила пять¬сот тысяч чистой прибыли, он расстраивался до болезни из-з потери жалких ста пятидесяти долларов.
   У него не было времени на отдых и развлечения. У него н было времени ни на что, кроме своего бизнеса и занятий в вое кресной школе, где он преподавал детям основы экономичес¬ких наук. Когда его партнер Джордж Гарднер, скинувшись с тремя своими приятелями, купил за две тысячи долларов подержан ную яхту, Джон Д. пришел в ужас. Он был настолько поражен поступком своего компаньона, что отказался даже взглянуть на нее. В субботу вечером, когда он, как обычно, работал у себя в офисе, к нему заглянул Гарднер и принялся уговаривать поехать покататься у побережья.
   — Да ладно тебе, Джон, — говорил он. — Поехали с нами. Небольшая прогулка под парусами пойдет тебе на пользу. За¬будь ты ненадолго о бизнесе. Нужно же иногда и развлекаться.
   Рокфеллер окинул его ледяным взглядом.
   — Джордж Гарднер, — процедил он сквозь сжатые губы, -вы самый экстравагантный человек, какого я встречал в жиз¬ни. Мало того, что вы подрываете свой кредит в банке, — вы еще и подрываете мое доверие к вам. Но самое главное, вы совершаете поступки, которые угрожают благополучию наше¬го бизнеса. Нет, я не поеду кататься на вашей яхте. Ноги моей там не будет! Я не хочу ее видеть. Более того, я не хочу ничего знать о ней!
   И он вернулся к своему занятию, за которым и просидел до глубокой ночи.
   Отсутствие чувства юмора и умения взглянуть на вещи со сто¬роны отличало Джона Д. Рокфеллера на протяжении всей его карьеры бизнесмена. Многие годы спустя он говорил: «Я никогда не ложился в постель, не напомнив себе, что все мои успехи на поприше финансов могут оказаться временными».
   В его распоряжении находились неисчислимые миллионы дол¬ларов - и все же он не ложился спать, не отдав должное тревоге и волнению по поводу своего благосостояния. Немудрено, что беспокойству удалось подорвать его здоровье. Как я уже гово¬рил, у него не было времени на отдых и развлечения — он ни¬когда не ходил в театр, не играл в карты, не посещал вечеринок. Марк Ханна говорил, что Рокфеллер был помешан на деньгах. «Во всех остальных отношениях это был вполне разумный че¬ловек, — вспоминал он, — но когда дело касалось денег, он становился безумцем».
   Однажды Рокфеллер признался человеку, жившему по сосед¬ству с ним в Кливленде, штат Огайо, что «всегда хотел, чтобы его любили». Но в реальной жизни он был настолько холоден и по¬дозрителен, что вряд ли на свете был хоть один человек, испыты¬вавший к нему теплые чувства. Морган всячески уклонялся от совместных предприятий с Рокфеллером. «Мне не нравится этот человек, — говорил он, — и я не хочу иметь с ним никакого дела». Родной брат Рокфеллера ненавидел его столь сильной не¬навистью, что даже извлек тела своих сыновей из фамильного склепа и захоронил их в другом месте. «Ни один из членов моей семьи, — заявил он, — не будет покоиться в месте, которое при¬надлежит Джону Д.». Партнеры и служащие Рокфеллера трепе¬тали от почти мистического ужаса перед своим боссом, но иро¬ния судьбы заключается в том, что Рокфеллер сам боялся их — боялся, что они будут вести деловые разговоры за стенами фир¬мы и «выдадут коммерческую тайну». Он настолько не доверял людям, что, подписывая десятилетний контракт с владельцем не¬зависимого нефтеочистительного завода, взял с того обещание никому не говорить об этой сделке — никому, даже своей жене! «Закрой рот и делай дело» — таков был его девиз.
   Когда Рокфеллер достиг вершины своего процветания, когда реки золота струились в его сундуки подобно потокам огненной лавы, сползавшим по склонам Везувия, — в этот звездный час его жизни весь мир вдруг обрушился на него. Газеты и журналы пестрели статьями, в которых действия компании «Стандард Ойл» приравнивали к захватническим войнам средневековых феода¬лов. В ход пошло все — свидетельства о тайных сговорах с же¬лезнодорожными компаниями и беспощадных методах, приме¬нявшихся для сокрушения конкурентов.
   На солнечных полях Пенсильвании не было человека, ко¬торого бы ненавидели больше, чем Джона Д. Рокфеллера. Люди, которых он разорил, публично сжигали его изображе¬ния. Многим из них хотелось добраться до него самого — и посмотреть, как его тщедушное тело дергается и бьется в кон¬вульсиях на веревке, обмотанной вокруг сука ближайшего Дерева. Его офис был переполнен письмами, изрыгавшими огонь и желчь ненависти. Часто в этих письмах содержались прямые угрозы его жизни. Ему пришлось нанять телохрани¬телей чтобы защититься от потенциальных убийц. Он пы¬тался не обращать внимания на бушующую вокруг него бурю ненависти. Однажды он цинично заметил: «Вы можете ос¬корблять и даже бить меня - но только не мешайте мне делать то, что я хочу». И все-таки ему пришлось убедиться в том, что он всего-навсего человек. И как всякий человек, он не мог долго выносить окружавшую его ненависть — и свое собственное беспокойство. Его здоровье начало стремитель¬но ухудшаться. Сначала он был удивлен и даже ошеломлен внезапной атакой болезни — этого нового врага, который пре¬дательски ударил его изнутри. Сначала «он старался держать в секрете спонтанные приступы своей болезни» и старался выбросить из головы саму мысль о ней. Но он был не на¬столько глуп, чтобы отметать в сторону физические симпто¬мы своего недуга — бессонницу, несварение желудка и пол¬ное выпадение волос. Наконец врачи объявили свой приго¬вор: ему следовало выбрать либо деньги, либо жизнь. Они поставили его перед дилеммой — уйти в отставку либо уме¬реть в ближайшем будущем. Он выбрал отставку. Но было уже поздно — постоянное беспокойство, скупость и разно¬образные страхи почти успели свести его в могилу. Когда Ида Тарбел, одна из самых знаменитых американок, работавших в жанре биографической прозы, встретилась с ним, чтобы взять интервью, она была потрясена до глубины души. Вот что она писала об этой встрече: «Его лицо носило отпечаток глубокой старости. Наверное, он был самым старым челове¬ком, которого мне довелось повидать на своем веку». Ста¬рым? Но почему? Ведь Рокфеллер был человеком среднего озраста! Когда генерал Макартур брал Филиппины, он был ча несколько лет старше Джона Д. Все это так, но дело в том, что организм Рокфеллера был изношен до крайней сте¬пени, а потому он и выглядел совершеннейшей развалиной. Даже Ида Тарбел пожалела его — а ведь в то время она рабо¬тала над своим будущим бестселлером, в котором яростно нападала на «Стандард Ойл» и все, что с ней было связано. Вряд ли она питала особую любовь к человеку, которого сама же окрестила «спрутом». И все же, когда она увидела, как Клер преподает в воскресной школе, с тревогой вгля-; г ' ~ я окружающих, она написала: «Я не ожидала, никнут какие-либо чувства по отношению к уж тем более я не думала, что со време-гся.
   Но факт остается фактом — мне искренне жаль его. Жаль, потому что у него нет иного спутника жизни, кроме страха».
   Когда врачи задались целью спасти жизнь Рокфеллеру, они выдвинули ему три условия, которые он был обязан непре¬ложно соблюдать. Он подчинился требованию врачей и до конца своей жизни следовал их предписаниям. Вот эти три условия:
   1. Избегайте тревог и волнений. Никогда и ни при каких обстоятельствах не беспокойтесь.
   2. Научитесь расслабляться. Побольше занимайтесь какими-нибудь приятными делами на свежем воздухе.
   3. Соблюдайте диету. Прекращайте есть, когда у вас все еще остается легкое чувство голода.
   Джон Д. Рокфеллер свято выполнял эти правила — и, воз¬можно, именно это спасло ему жизнь. Он ушел в отставку. Он научился играть в гольф и увлекся садоводством. Он под¬ружился с соседями, стал играть в карты и по вечерам петь песни.
   Но это была не самая главная перемена, которая произош¬ла с ним в те дни. «Страдая физически днем, — пишет Уинклер, — мучаясь бессонницей ночами, он обрел время, чтобы подумать над смыслом жизни». Постепенно он научился ду¬мать не только о себе, но и о других. Раньше его заботило только то, сколько денег ему удастся получить; теперь он ду¬мал о том, сколько человеческого счастья можно купить на его деньги.
   Словом, Рокфеллер — Джон Д. Рокфеллер, чья скупость вошла в поговорку, — стал раздавать свои миллионы! Однако это оказалось не так-то просто. Когда он предложил деньги церкви, проповедники со всех концов страны подняли крик по поводу «кровавых денег»! Но Джон Д. не сдавался. Так, напри¬мер, он узнал о существовании маленького колледжа на берегу озера Мичиган, умиравшего от недостатка средств. Колледж грозили закрыть, потому что истекал срок его закладной. Рок¬феллер бросился на помощь. Он вложил миллионы долларов в этот колледж — и в результате мы имеем сегодня знаменитый на весь мир Чикагский университет! Он, как мог, старался по¬могать страдающему негритянскому населению. Он вложил боль¬шие суммы денег во многие учебные заведения для афроамери-канцев. Одним из них был знаменитый колледж в Таскиджи, чьи Денежные фонды тратились на финансирование работ Джорджа ткаовера*. Рокфеллер оказал неоценимую помошк нематодой - паразитом, от которого страдало „ас^ ле„ие юга Америки. Доктор Чарльз У. Сайте, признанный ав, «оитет по нематодам, однажды сказал: «Человеку требуется 1сего пятьдесят центов, чтобы купить лекарство от болезни которая на Юге считается бичом Божьим. Но кто даст эти пять¬десят центов?» Их дал Рокфеллер. Он потратил миллионы дол¬ларов на производство лекарства, благодаря которому удалось полностью избавить южные штаты от нематоды - извечного проклятья тех мест. Затем он пошел дальше и основал между¬народную организацию, известную всем и каждому как Ф0Нд Рокфеллера. Главная задача этого фонда заключается в борьбе с болезнями и безграмотностью во всем мире. Я искренне признателен Фонду Рокфеллера. Если бы не эта организация, меня, возможно, сейчас не было бы на све¬те. Я никогда в жизни не забуду свое посещение Китая в 1932 году. В Пекине свирепствовала холера, и бедняки умирали сот¬нями и тысячами. Посреди всего этого ужаса здание Медицин¬ского колледжа имени Рокфеллера стояло как незыблемая твер¬дыня, где каждый мог найти прибежище и получить сыворотку от этой страшной болезни. Мы приходили туда все вместе — китайцы и «инородцы», — и никому не было отказано в лекар¬стве. Именно тогда я по-настоящему понял, какое благо спо¬собны принести человечеству миллионы Рокфеллера.
   В истории человечества никогда не было организации, хотя бы отдаленно напоминавшей Фонд Рокфеллера. Это абсолютно уникальная система. Рокфеллер знал, что в каждом уголке на¬шей планеты существуют просвещенные и бескорыстные люди, которые направляют свои старания для всеобщего блага. Каж¬дый день где-то открывается новый колледж, начинается новое научное исследование, молодой врач встает на борьбу с болез¬нью. Но, как ни печально, многие из этих великих предприятий не доводятся до конца из-за недостатка средств. Так вот, Джон Д. решил помочь этим пионерам просвещения — не «купить их со всеми потрохами», а дать им немного денег, которые они могут потратить на свои исследования. Сегодняшнее человечество дол¬жно быть благодарно Рокфеллеру за пенициллин — и за множе¬ство других важных открытий, которые были сделаны благодаря финансированию из фонда его имени. Вы можете поблагодарить
   Карвер, Джордж Вашигтон (1864-1943), американский ботани ^ первый негритянский ученый, добившийся национального призн ""<¦ - Примеч. пере в его за то, что наши дети больше не умирают от менингита — болезни, которая убивала четверых маленьких пациентов из пяти. Вы также можете поблагодарить его за исследования, которые значительно продвинули человечество к победе над малярией, туберкулезом, гриппом, дифтерией и многими другими болез¬нями, которые до сих пор угрожают нашем миру.
   А что же стало с Рокфеллером? Получил ли он вожделенное душевное спокойствие, когда начал раздавать свои деньги? Да. Наконец-то он успокоился. «Если вы считаете, что с 1900 года он только и делает, что расстраивается и переживает по поводу нападок на «Стандард Ойл», — говорил Аллан Невинс, — то вы сильно ошибаетесь».
   Рокфеллер был счастлив. В нем произошли кардинальные перемены — от былого неврастеника и мизантропа не осталось и следа. Хотите верьте, хотите нет, но когда от потерпел самое крупное поражение за всю свою финансовую карьеру, он не стал до утра мерить шагами свой кабинет, а спокойно отправился спать.
   Это поражение заключалось в том, что построенной его ру¬ками гигантской корпорации «Стандард Ойл» было вменено вы¬платить «самый большой штраф за всю историю человечества». После долгого судебного разбирательства правительство Соеди¬ненных Штатов постановило, что «Стандард Ойл» является мо¬нополией, что открыто противоречило существующему анти¬монопольному законодательству. Судебная битва длилась пять лет. Она даже получила название «самой затяжной судебной войны в истории США». С обеих сторон выступали лучшие юри¬дические умы того времени. Но все было напрасно — «Стандард Ойл» проиграла процесс.
   Когда судья Кинсо М. Лэндис вынес окончательный вердикт, адвокаты защиты боялись, что эта новость убьет старика Рокфел¬лера. Но они не знали, как сильно он изменился к тому времени.
   В тот вечер один из адвокатов позвонил Джону Д. домой. Он постарался подать дело как можно мягче и в конце разговора с участием в голосе произнес:
   — Полагаю, мистер Рокфеллер, это известие не очень силь¬но расстроит вас. Надеюсь, вам удастся заснуть сегодня ночью.
   И что же старина Джон Д.- Он совершенно спокойно от¬ветил:
   — Не беспокойтесь, мистер Джонсон. Я-то как раз собира¬юсь спать сегодня ночью. А вот вы постарайтесь не слишком сильно забивать себе голову этой чепухой. Спокойной ночи!
   Трудно себе представить такие слова от человека, который в свое время заболел оттого, что потерял всего сто пятьдесят)
   Произведение безусловно тесным образом связано с экономикой , экономическая подоплёка в нём присутствует , но она не охватывает все аспекты романа , не представлена здесь в строгом соответствии и конечно же эта книга не может считаться учебником экономики , в ней есть более глубокие проблемы. При этом прочтение книги может быть полезным для всех начинающих деятелей этой области. Нам же она была интересна с точки зрения литературы . С точки зрения описания внутреннего мира героев , их характеров и их судеб, а также ставится извечный вопрос о смысле жизни , но однозначного ответа на него опять нету.

Вывод.
   После проделанной нами работы по анализу всего романа «Финансист», мы могли сделать много выводов и о самом авторе романа Теодоре Драйзере, так же многое можно осмыслить, изучив жизнь, судьбу и деятельность этого, несомненно понравившегося нам и отметившегося у нас в памяти, писателя.
   Но главной целью нашей работы являлось опровержение или подтверждение поставленного вопроса : Является ли роман Теодора Драйзера «Финансист» художественным учебником по экономике?
   Нам кажется, что этот роман не может конкретно ответить на поставленный нами вопрос. Его противоречивость заключается в том, что «учебником по экономике», следя за жизнью начинающего маклера Фрэнка Каупервуда, можно назвать лишь начальный этап становления его, как полноценного финансового деятеля, который при помощи своего необыкновенного таланта и стремления, смог добиться задуманных вершин в том деле, которым занимался и его отец, тем самым дав ему некий «толчок» к продвижению в этом непростом ремесле.
   Мы можем разделить весь жизненный путь становления Фрэнка Каупервуда на 2 этапа, которые координально отличаются друг от друга..
   Первый показывает нам Фрэнка, как удачного целеустремленного, пышущего идеями, молодого человека, который смог добится места и роли в жизни и в обществе.
   Второй же этап – абсолютная противоположность первому. В нем мы видим Фрэнка не менее целеустремленным, но свои идеи он воплощает в другой форме, в форме увеличения своего капитала и только.
   Начальный период его жизни, наблюдая это по ходу романа, когда юный Фрэнк Каупервуд, ещё не до конца ощутивший весь свой талант, работал на различные конторы, которые, по-нашему мнению, и помогли ему в становлении себя, как профессионального карьериста того времени. На этом периоде своей жизни Фрэнк доказал самому себя, нам, и последующим читателям, что человек – хозяин своей судьбы. Фрэнк захотел стать взрослым . независимым и властным человеком, он им стал.
   Лишь от него самого зависело то, когда и кем он станет в будущей жизни. Никто не знает, что на следующий день приготовит ему судьба, а Фрэнк был уверен, что судьба, за его напор, стремление и уверенность, приготовит ему что-то хорошее.
   Этот период может наглядно привнести на страницы нашего «учебника по экономике» - пример того, как можно, а скорее даже нужно поступать, чтобы добиться поставленных вершин. То, как маленьким мальчиком полюбив дело отца, Фрэнк смог стать не только примером для «подражания», но и гордостью своего отца, в которого Фрэнк и пошел своей трудолюбивостью и напором в вопросах, касающихся его дела.
   Но второй период его жизни и деятельности нельзя также, как и первый, вписать в наш «учебник по экономике». На втором этапе, как нам кажется. Фрэнк начинает ощущать всю свою силу в финансовой индустрии. Он обзаводится именитыми, в финансовом кругу того времени, компаньонами и проводит операции, после которых он попадает на скамью подсудимых, а впоследствии и в тюрьму. Это нельзя назвать примером того, как нужно вести себя, «плавая в море финансового предпринимательства» Этот этап жизни Фрэнка Каупервуда нельзя включать в наш «Художественный учебник по экономике», поскольку не один здравомыслящий человек е пойдет на такою махинацию, но только лишь уверенный в себе, в своих действиях

Hosted by uCoz