|
|
   |
|
   |
|
   |
|
   |
|
   |
|
                |
|
|
[А] | [Б] | [В] | [Г] | [Д] | [Ж] | [З] | [И] | [К] | [Л] | [М] | [Н] | [О] | [П] | [Р] | [С] | [Т] | [У] | [Ф] | [Х] | [Ц] | [Э] |
     ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole — преувеличение) — средство художественного изображения, основанное на преувеличении. Г. прошла большой и сложный путь развития — от фольклорных произведений многих народов, где подчеркивалась физическая мощь героев, до произведений, где созданы развернутые, гиперболические образы («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Путешествие Гулливера» Д. Свифта, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «150 000 000» В. Маяковского). Часто Г. встречается в пословицах, поговорках и в изречениях (напр., «море по колено», «слезы текут ручьем»). А. Ф. Г.
     ГРАДАЦИЯ(от лат. gradatio — постепенность) — стилистический прием, позволяющий воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии (от малого к большому — прямая Г.— или от большого к малому — обратная Г.).
     Вот изображение взрыва в стихотворении Н. Заболоцкого:
Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.
                                        («Творцы дорог».) А. Ф. Г.
     ГРОТЕСК (от франц. grotesque, от итал. grotesco) — в литературе и искусстве одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Как форма комического Г. отличается от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего; как правило, образы Г. несут в себе трагический смысл.
Термин «Г.» получил распространение в XV — XVI веках, когда при раскопках древнеримских подземных помещений (гротов) были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых широко использовались мотивы из растительной и животной жизни. Гротовые росписи обычно предназначались для обрамления небольших по размеру (и более дорогих по исполнению) живописных произведений, по контрасту подчеркивая их красоту, гармоничность, возвышенный характер. Вместе с тем они как бы соединяли этот мир идеальной красоты, безупречной героики с неупорядоченной действительностью, с самыми «низкими» — растительными и животными — ее формами. Как художественный образ Г. отличается двуплановостью, контрастностью. Г. всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, сгущение, намеренная карикатура.
Г. поэтому широко используется в сатирических целях. Гротескны в своей основе такие замечательные произведения разных эпох, как «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Крошка Цахес» Э. Т. А. Гофмана, «Нос» и «Мертвые души» Н. Гоголя, «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Остров пингвинов» А. Франса, «Баня» и «Клоп» В. Маяковского, «Голый король» Е. Шварца. Наглядное представление о природе сатирического Г. дает щедринская «История одного города». Выразительный Г. в «Истории...» — собирательный образ города Глупова, населенного сонными и равнодушными обывателями, всецело погруженными в животное, бездуховное существование. Под стать глуповцам их градоправители, в особенности Органчик, Угрюм-Бурчеев — персонажи-автоматы, полностью лишенные человеческих качеств даже в самых элементарных их проявлениях. Все герои и сюжетные положечия в «Истории...» нелепы, смешны, фантастичны, неправдоподобны и вместе с тем — типичны. Они широко обобщают наиболее мрачные и омертвевшие явления русской общественной жихни времен самодержавия и крепостничества.
Таким образом, в Г. за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. А.С.
Гротеск
Ф.Гойя. (Лист из серии "Капричос") (1793 - 1803).