board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь

Краткий словарь литературоведческих терминов

Выберите интересующую вас букву:

[А] [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [И] [К] [Л] [М] [Н] [О] [П] [Р] [С] [Т] [У] [Ф] [Х] [Ц] [Э]


         ЛИРИКА (от греч. lyra — лира - - музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни)—один из трех родов литературно-художественных произведений. В отличие от эпоса (см.) и драмы (см.), в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах,Л. рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирический образ — это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни — природы и общества — могут вызвать соответствующие переживания человека. Особенность и сила воздействия Л. заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание, испытываемое автором в данный момент. Каждое лирическое произведение, как бы ограничено оно ни было по размеру,— законченное художественное произведение, передающее внутренне завершенное состояние поэта. Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения связана и с соответствующей формой выражения: Л. требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку. Л. тяготеет к стихотворной речи, которая способствует выражению чувств поэта и более сильному эмоциональному воздействию на читателя. В лирическом произведении запечатлены личные переживания поэта, которые, однако, характерны для многих людей, обобщают и выражают их с присущей поэзии силой. В лирическом произведении через личное поэт передает жизненно важное, типическое. Л., как и другие роды художественной литературы, развивается под влиянием исторических условий, общественной борьбы, вызывающей в людях потребность выразить свое отношение к новым явлениям, свои переживания, связанные с ними. Л., естественно, связана со всем литературным процессом, в частности со сменой различных литературных направлений, течений и методов: классицизма, романтизма, критического реализма, социалистического реализма. Расцвет Л. происходит в эпоху романтизма. Характерно, что во многих странах именно в эту эпоху складывается творчество великих национальных поэтов (Мицкевич — в Польше, Гюго — во Франции, Байрон — в Англии, Пушкин, Лермонтов, Тютчев — в России).
         Для современной Л. социалистического реализма характерно слияние переживаний отдельной личности и всего общества (ср. у Маяковского: «Сочтемся славою — ведь мы свои же люди, пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм»). Но нашему обществу близка и вся предшествующая прогрессивная русская и мировая Л., раскрывающая лучшие качества и идеалы передовых людей.
         Содержание и формы лирических стихотворений изменялись в связи с развитием литературы (см. Элегия, Баллада и др.). Нередко различают Л. по тематике — политическую, философскую, любовную, пейзажную и пр. Однако надо иметь в виду, что по большей части лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любви, дружбы, гражданские чувства (ср., например:«Я помню чудное мгновенье», «19 октября 1825 г.» А. Пушкина, «Памяти Одоевского», «Я вам пишу...» М. Лермонтова, «Рыцарь на час» Н. Некрасова, «Товарищу Нетте...» В. Маяковского и мн. др.). Чтение и изучение Л. разных поэтов различных эпох чрезвычайно обогащает и облагораживает духовный мир человека. Н. К.


         ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ —это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения,' миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Человек, хорошо знакомый с лирикой, легко различает неповторимое своеобразие лирики А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, А. Твардовского и других русских и советских, а также зарубежных поэтов: Гете, Шиллера, Гейне, Бе.хера, Гильена, Неруды и других, если читает их в подлинниках или даже в хороших переводах.
         Художественные образы любого произведения, в том числе и лирического, обобщают явления жизни, через индивидуальное, личное переживание выражают мысли и чувства, характерные для многих современников. Так, например, в «Думе» М. Лермонтов выразил чувства целого поколения людей своего времени. Всякое личное переживание поэта только тогда становится фактом искусства, когда оно является художественно совершенным выражением чувств и мыслей, типичных для многих людей. Лирике свойственны и обобщение, и художественный вымысел. Чем более талантлив поэт, тем богаче его духовный мир, чем более глубоко он проникает в мир переживаний и других людей, тем больших высот достигает и в своем лирическом творчестве. Читая одно за другим стихотворения поэта, мы при всем разнообразии устанавливаем их единство в восприятии мира, в характере переживаний, в художественном выражении их. В нашем сознании создается законченный образ — переживание, т.е. состояние характера, образ духовного мира человека. Возникает образ Л. г. Л. г., как и герой эпических и драматических произведений, отражает те или иные характерные, типические черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателей.
         Так, например, Л. г. поэзии А. Пушкина, раскрывающий в свой «жестокий век» идеал духовно богатой, свободной человеческой личности, высокий гуманизм, величие в борьбе, творчестве, дружбе и любви, был знаменем передовых людей той эпохи и продолжает оказывать благотворное влияние на людей нашего времени.
         Л. г. поэзии В. Маяковского, необычайно широко и разносторонне раскрывший внутренний духовный мир передового человека социалистического общества, его общественно-политические, нравственные, эстетические идеалы, отражает нашу эпоху и формирует сознание многомиллионных масс не только нашей страны, но и всего человечества. Л. г. в произведениях социалистического реализма все более широко отражает и раскрывает многообразие духовного мира строителей нового общества. Н. К.


         ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ — авторская речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, выражающая непосредственно отношение автора к изображаемому или в связи с ним; впервые приобрело большое значение в литературе романтизма (см.). Л. о. относятся к внесюжетным элементам произведения, но содействуют в более или менее значительной мере раскрытию идейного содержания произведения. Так, в «Евгении Онегине» композиция «свободного романа» позволяет органически включить в него многообразные авторские отступления: через весь роман проходят лирические воспоминания, связанные с событиями из жизни поэта, обращения к друзьям, к читателю; неоднократно возникает тема поэзии и связанные с нею полемические высказывания, размышления о дружбе, о любви, о ценности человеческой личности. Все эти отступления играют очень большую роль в идейном замысле романа. В советской литературе Л. о. встречаются в поэмах В. Маяковского, «За далью даль» А. Твардовского, в романе А. Фадеева «Молодая гвардия». Повествование о трагических событиях в «Молодой гвардии» сопровождается взволнованной речью автора, вспоминающего об аналогичных событиях своей жизни; мысли и чувства одного из героев романа — Олега — усиливаются авторским обращением к своей матери; рассказ о трагической гибели молодогвардейцев предваряется проникновенным авторским обращением к другу, погибшему во время гражданской войны. Н. К.