board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь


Литературные направления


         В конце XIX — начале XX века русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной.
         Размежевание реализма и модернизма и располагавшихся между ними промежуточных явлений объясняется не столько борьбой литературных группировок и школ (эти факты литературного быта вторичны), сколько возникновением в литературе противоположных представлений о задачах искусства и, соответственно, разных взглядов на место человека в мире. Именно разная оценка возможностей и предназначения человека разводит реализм и модернизм по разным руслам единой литературы.
         Сравним два появившихся в начале века и сходно озаглавленных произведения — рассказ одного из самых ярких мастеров модернистской прозы Ф. Сологуба «Маленький человек» и аллегорическую поэму в прозе лидера реалистического направления той поры М. Горького « Человек ».
         «Маленький человек» в русской литературе предшествующей эпохи унижен и оскорблен, но сохранил в себе живую душу и потому достоин сострадания. Русские писатели XIX века видели причины его бедствий в несовершенстве жизненного порядка, непосильном гнете социальной среды. Разительно иной взгляд на природу страданий человека — у писателей начала нового века. И в поэме Горького, и в рассказе Ф. Сологуба человеческие качества проявляются либо независимо от социального окружения, либо вопреки ему. Человек для нового поколения писателей — сам творец своих обретений и утрат. Отсюда значительно более жесткое, чем в литературной традиции, отношение авторов к своим героям.
         Поэма Горького «Человек» насыщена высокой патетикой и завершается настоящим апофеозом Человеку-победителю — «величественному, гордому и свободному» борцу, идущему «вперед! и - выше! все — вперед! и — выше!». Масштаб риторического обобщения в поэме Горького столь велик, что у читателя даже не возникает вопроса о приметах времени и пространства, в которые автор помещает своего героя. Риторика исключает описательность, полагается на лирические абстракции, ее задача — не точность отражения, но заражающая сила убеждения. Обилие восклицательных знаков в финале поэмы передает экзальтированную веру писателя в способность человека распрямиться и вырасти в колосса — стать Человеком с боль¬шой буквы. Для этого ему нужно преодолеть не только ночную тьму окружающей жизни, но и такие важные для прежней литературы ценности, как Любовь, Дружба, Надежда, Гнев, Вера. Главной же опорой в преодолении этих «несовершенных созданий его творческого духа» служит окрыляющая сила Мысли. «Человек» —
         концентрированное, крайнее выражение героической концепции личности. Такой взгляд на предназначение человека в той или иной мере разделялся частью литературных союзников М. Горького.
         Тональность авторского отношения к герою рассказа Ф. Сологуба «Маленький человек» — резко противоположная: холодная ирония, презрительная насмешка. Конфликт рассказа возникает на бытовой почве — он порожден разницей в росте и весе супругов Сараниных. Жена «высока и объемиста», мужу «недостает до среднего роста». Иронически реализуя
         метафору, Сологуб заставляет своего «маленького человека» быть физически маленьким и предпринять сомнительные, с точки зрения здравого смысла, попытки исправить ситуацию. Поначалу он, будто в соответствии с горьковской рекомендацией, делает ставку на науку: «Наука с каждым днем совершает удивительные открытия... Неужели же нет средства или мне вырасти, или Аглае телес посбавить?» Поиски приводят его к владельцу чудодейственных капель, способных уменьшить вес и рост человека. Купив капли, Саранин уговаривает жену принять лекарство, однако заподозрившая неладное жена меняет местами стаканы, и загадочное снадобье принимает муж. После цепи злоключений маленький человек становится настолько крохотным, что растворяется в туче пылинок.
         В поэме Горького человек вырастал в несокрушимого колосса, у Сологуба он уменьшается до размеров ничтожной песчинки. Попытка переделать жизнь обернулась самоуничтожением, а ставка на разум — катастрофой. Человек один в этом мире и обречен на страдание, его претензия на постижение и тем более переделку мира несостоятельна. Единственная достойная человека и подвластная ему сфера — это сфера творческой фантазии, индивидуальная работа его духа, считает Ф. Сологуб. Близки к такому мироощущению были и другие модернисты, особенно на раннем этапе формирования направления. Авторская ирония в рассказе не заслоняет трагедийной основы мировоззрения Ф. Сологуба. Трагедийным в своей основе был модернистский взгляд на человека и мир.
         Разумеется, приведенные примеры — из области крайних проявлений несовместимости разных мировоззренческих позиций. Многим реалистам, и в первую очередь самому автору «Человека», было свойственно более сложное и глубокое понимание жизни, чем то, которое он не совсем удачно выразил в поэме. С другой стороны, почти каждый из модернистов стремился, всякий по-своему, преодолеть отчаяние и отчуждение человека, найти новые духовные опоры. Тем не менее важнейшей предпосылкой эстетического размежевания реализма и модернизма оказалось разное понимание роли и места человека в мироздании, а потому — разная оценка существа и задач искусства.

    Выберите литературное направление:

    Реализм                      Модернизм

Hosted by uCoz