|
|
   |
|
   |
|
   |
|
   |
|
   |
|
                |
|
|
[А] | [Б] | [В] | [Г] | [Д] | [Ж] | [З] | [И] | [К] | [Л] | [М] | [Н] | [О] | [П] | [Р] | [С] | [Т] | [У] | [Ф] | [Х] | [Ц] | [Э] |
     ОБРАЗ - основное понятие марксистско-ленинской теории литературы и вообще эстетики, определяющее природу, форму и функцию художественно-литературного творчества. В центре О. стоит изображение человеческой жизни, показываемой в предельно индивидуализированной форме, но в то же время несущей в себе обобщенное начало, позволяющее читателю угадывать за ним те закономерности жизненного процесса, которые формируют людей именно такого типа. Так, в романе М. Горького «Мать» Павел Власов — индивидуальность, но в то же время в нем обобщены черты растущего рабочего-революционера, который в это время формировался в русском рабочем классе, готовя возникновение, по выражению В. И. Ленина, «железных батальонов пролетариата». Поскольку О. индивидуального человека приобретает обобщенный характер, в его создании принимает участие художественный вымысел (писатель отбрасывает случайные подробности, добавляет черты, проясняющие в О. то, что он считает важным. Вымысел усиливает обобщенное значение О. Обобщающее значение О. неотделимо от представления писателя об идеале, подчеркивает в нем то, что помогает утверждению этого идеала или противоречит ему. О. имеет благодаря этому эстетическое значение.
     Поскольку человек существует не изолированно, а находится в тесной связи с миром природы, миром животных, вещным миром и пр., постольку для его изображения (индивидуального, обобщенного и эстетического) писателю необходимо раскрыть и эти связи, показать человека во всех его взаимодействиях со всеми сторонами жизни в целом, иначе человек будет выглядеть обедненно и неестественно. Если художник, рисуя сидящего человека, столь же конкретно не изобразит стула, на котором он помещается, то мы увидим человека, висящего в пространстве в странной позе, а не таким, каким он является на самом деле. Тем самым перед писателем встает задача показать человека в окружающей его общественной, природной, вещной и пр. среде, в которой он реально находится, воспроизведя ее с достаточной степенью полноты, опять-таки образно. В этом смысле О. представляет собой не только изображение человека (образ Евгения Онегина, например) —он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит человек, но которая включает в себя и все то, что его в жизни окружает. Поэтому мы можем определить О. как картину человеческой жизни, индивидуализированную, обобщенную, созданную при помощи вымысла и имеющую эстетическое значение. Следует при этом иметь в виду, что в конкретном художественном произведении человек показывается в ряде моментов своей жизни, в пересечении со многими другими людьми, поэтому при изучении литературного произведения не всегда легко прямолинейно отделить один О. от другого, перед нами возникают различные стороны того или иного О., он встречается в различных эпизодах одновременно с другими О. О. проявляется в произведении очень разносторонне. Проще всего говорить о нем в драматургии, где он, как правило, связан с реальным обликом персонажа, который, на сцене и изображается непосредственно артистом. В прозе он дан более сложно, во взаимодействии с авторской речью, в лирике перед нами только отдельное переживание, отдельное проявление О., которые в совокупности позволяют говорить о лирическом герое (см.). В критике часто встречается применение термина О. и в более узком и в более широком смысле слова. Так, часто любое красочное выражение, каждый троп называют О., напр.: «Я волком бы выгрыз бюрократизм». В таких случаях надо добавлять «словесный образ», так как в этом сравнении нет тех общих свойств, которые вообще, как выше говорилось, присущи О. как картине человеческой жизни. Иногда говорят об О., имея в виду какую-либо конкретную деталь повествования — «образ скамейки» и т. п. Но в приведенном выше примере с человеком на стуле у нас ведь нет двух О.: человека и стула, стул лишь деталь, нужная для уточнения позы человека. В таких случаях и следует говорить об образной или художественной детали, а не об О. Наконец, О. иногда слишком расширяют, говорят об О. народа, О. родины. В этих случаях вернее говорить об идее, теме, проблеме, скажем, народа, поскольку как индивидуальное явление он не может быть обрисован в произведении, хотя его художественная значимость и чрезвычайно высока. Термин должен иметь одно, общепринятое значение, поэтому следует избегать различных его толкований. Главное — понимать, что О. отражает жизнь во всей ее сложности и многогранности. Л. Т.
     ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — изображение неодушевленного предмета как одушевленного. В пушкинской «Сказке о мертвой царевне...» королевич Елисей одухотворяет природу: «Ветер, ветер, ты могуч...», «Месяц, месяц, мой дружок...». В «Слове о полку Иго-реве» Ярославна обращается к ветру, солнцу и т. д. С. Н.