board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь


Олимпиадное задание по литературе за 2005 – 2006 учебный год
11 класс


    I. 1. «Книга – мост между писателем и читателем; одни переходят этот мост, внимательно вглядываясь в открывающуюся панораму, другие пробегают его стремглав». (В. Каверин)
      Понравилось ли вам сравнение книги с мостом? Вспомните, какие еще известны вам сравнения на эту тему, кто их авторы.
      Вы относите себя к тем читателям, которые «вглядываются», или к тем, которые «пробегают стремглав»? Любая ли книга, на ваш взгляд, нуждается во «вглядывании»? Поразмышляйте на эту тему. (до 10 б.)

    2. В данных отрывках выделите элементы содержания и особенности языка, определяющие принадлежность к одному из литературных направлений. Напишите свои выводы, проиллюстрировав каждое положение примерами. (по 2 б. + 2 б. за каждый отрывок)

      а) «и ночь задвинула небо тяжкими тучами, и тучи всплескивались, как волны, и море забушевало, как небо. Вихорь спирал, возметал, разбрызгивал пары и волны. То черные облака разевали огненную пасть свою, зияющую жалом молний, то белогривые валы, рыча глотали утлое судно и снова извергали его из хляби. В карбасе едва успевали отливать воду. Паруса уже давно были убраны, но шквалы хлестали его так сильно, что нагие мачты трещали; он летел, как бешеный конь, и каждую минуту пловцы наши ждали – вот-вот зароется в воду! И вдруг разразился над ними удар грома: огонь ливнем рухнул во все трещины лопнувшего свода небес, и в тот же миг вздутый порывом вал ударил в корму. Карбас пил смерть; миг был ужасный…»
      б) «я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения…»
      в) «Едва утренняя заря показалась на небе, я встал, вышел на то место берега, где за несколько часов перед тем увидел моего ангела и почувствовал всю цену жизни. Образ ее оживлял в глазах мои красоты весеннего утра и синеющегося озера. Все предметы вокруг меня дышали нежностию и беспрестанным о ней напоминанием, питали тайный огонь в душе моей. На каждой травке, на каждом листочке видел я голубые глаза и черные волосы. Чувства моего сердца летели по следам красавицы и пламенною рекою изливалась перед той блаженной хижиной, где она заключалась. Долго манил я себя надеждой, что она придет сидеть на берег озера; долго ожидал ее с необычайным трепетом и страхом, производимым во мне малейшим шорохом – движеньем листочка и шумом ветерка…»
      г) Тело – в палатах, душа – в хлеву: так думал слуга и погонщик мулов о своем хозяине – торговце шелком кире Спиридоне Валтасаре. Одним словом, кир Спиридон был человеком неосторожным в выражениях и осторожным в деньгах, и его не заботило, что думают о нем мулы и погонщики. Он любил ракию из шелковицы и старел от ветра с Карпат, который вызывает зубную боль. Кир Спиридон знал, что один и тот же перец будет по-разному острым утром и вечером и что одним и тем же ароматическим маслом не пользуются на свадьбе и на похоронах. Он считал, что каждая любовь – первая, имел двух жен и одну любовницу, тридцать лет за ушами и столько же золотых монет в кармане. Товар он закупал на Босфоре и перевозил его маленьким караваном, который состоял из погонщика и трех мулов: один был белым, а два других – черными. На постоялом дворе в Белграде возле церкви Святой Пятницы у него попросил милостыню какой-то слепой. Кир Спиридон, суеверный, как ворон, схватился за кошелек с деньгами, но слепец отказался от денег. Это удивило кира Спиридона, и ему захотелось узнать причину отказа.

    3. Дайте свою интерпретацию стихотворения, сопоставьте его с известными вам лирическими произведениями об осени. (до 10 б.)

    С. Есенин   

    ОСЕНЬ

    Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
    Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

    Над речным покровом берегов
    Слышен синий лязг ее подков.

    Схимник-ветер шагом осторожным
    Мнет листву по выступам дорожным.

    И целует на рябиновом кусту
    Язвы красные незримому Христу.
    1914

    4. Составьте словарик художественно-выразительных средств на основе отрывков стихотворений. (4 б.)

    5.


    То окружая нас, то снова расступаясь,
    Сухими листьями шумели тростники;
    И наш челнок шел, медленно качаясь,
    Меж топких берегов извилистой реки.
    Я. Полонский

    b. Лучше б снег да вьюгу
    Встретить грудью рад!
    Словно как с испугу
    Раскричавшись, к югу
    Журавли летят.
    А. Фет

    c. Покрылись нивы сетью золотистой,
    Там перепел откликнулся вдали,
    И слышу я, в изложине росистой
    Вполголоса скрипят коростели.
    А. Фет

    d. Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,
    С походкой, со взглядом цариц…
    А. Некрасов

    e. Жрецов греха и лжи мы будем
    Глаголом истины карать…
    А. Плещеев

    f. Коль любить, так без рассудку,
    Коль грозить, так не на шутку,
    Коль ругнуть, так сгоряча,
    Коль рубнуть, так уж сплеча!
    А. Толстой

    g. А вы знаете, что у
    А вы знаете, что па,
    А вы знаете, что пы,
    Что у папы моего
    Было сорок сыновей.
    Д. Хармс

    h. Буря на небе вечернем,
    Моря сердитого шум –
    Буря на море и думы,
    Много мучительных дум –
    Буря на море и думы,
    Много мучительных дум –
    Буря на море и думы,
    Хор нарастающих дум –
    Черная туча за тучей,
    Моря сердитого шум.
    А. Фет

    6. Назовите произведения I половины XX века, действие которых происходит:

      1) в Москве (2 б.);
      2) в Петербурге, в Ленинграде (2 б.)

    7. Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях (2 б.):

      1) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю;
      2) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.

    8. Напишите текст – сопровождение экскурсии «Литературное Забайкалье», опираясь на литературный материал вашего города, поселка, села, района.

    II. Интерпретация художественного теста. Напишите эссе по данному произведению.

    И. Бунин   

    Мистраль
    «Все воды твои и волны твои прошли надо мною».
    «Вот ты дал мне дни как пяди, и век мой как ничто перед Тобою».
    Век мой, Господи, ничто не только пред тобою, но и предо мною самим…

    Лежа в черной тьме спальни, среди шума и гама снаружи, теряешь представление о времени. Забываясь, думаешь: «Кажется, скоро рассвет…» Но затем опять видишь ту же черную тьму, слышишь, как жадно несется наружи мистраль, и понимаешь, что эта тьма, этот шум, гул еще ночные, полночные. Привычно подняв руку к изголовью, я освещаю спальню, смотрю на часы: час самый мертвый. От света все вокруг стало проще, шум и гул отдалились от дома, и спокойный стоит освещенный куб спальни, беззвучно блестит зеркало против меня, над камином. В зеркало углубленно уходит вторая спальня, что во всем подобна первой, будучи только ниже и меньше ее; там тоже горит свет над старой дубовой кроватью, на которой уже столько лет сплю я в этом старом чужом доме, лежит на приподнятой подушке худое лицо, видны под светом, падающим сверху, темные впадины глаз, виден белеющий лоб, косой ряд в серебристых волосах…Потом я опять поднимаю руку – и опять только гул и тьма, в которой всюду реет что-то как бы светящееся…
    «Ты взошел на корабль, совершил плавание, достиг гавани: пора сходить».
    Итак, было будто бы время, когда я «всходил на корабль», юный, беспечный, ни о какой гавани не думающий…Где же оно, это время? Вот только моя мысль о нем! «Ничтожна жизнь каждого. Ничтожен каждый край земли… Немного уже осталось тебе. Живи как на горе. Как с горы обозревай земное: сборища, походы, битвы, полевые работы, браки, рождения, смерти…» И я мысленно вижу Прованс, по которому мчится мистраль с дикой жаждой сокрушения всего человеческого, временного, вижу весь этот древний край, сейчас спящий, пустой, со всеми его горами и долинами, с белеющими в лихорадочном блеске звезд дорогами – все теми же, что в легендарные дни, когда миром правил тот, кто в какой-то «стране Квадов», в часы своего ночного одиночества, писал под лагерным шатром о ничтожестве всех человеческих жизней, стран и веков…В глухих провансальских селениях, первобытно прекрасных в своей дикости, пахнущих как бы пастушеским дымом, въевшимся в камень и глину жилищ и очагов, народ говорит, что мул есть создание вещее, редкое по сокровенности чувств и помыслов, по уму и чуткости ко всему тайному и дивному, чем полон мир, и что до рассвета стоит он в такие ночи в своем темном, холодном, насквозь продуваемом стойле с открытыми глазами, ни на миг не ослабляя слуха и внимания к «работе» мистраля: он, верно, тоже видит, чувствует этот пустой, бесконечный полет в пространство тех римских времен, кажущихся мне и моими собственными…
    Снова прихожу в себя в той же темноте, но в неожиданном глубоком спокойствии: всюду немота, молчание, бури точно не было. Я встаю, неслышно сбегаю в прихожую, отворяю наружную дверь: свежесть ночного воздуха, терраса и пальмы на ней, сад по уступам внизу – и уже неподвижное в белой звездной россыпи небо…Всюду предрассветное ничто. За домом, над темной лесистой горой, есть что-то затаенное, обещающее, чуть светлеющее чем-то прозрачным, уходящим в вогнутую высь. Но нигде еще нет ни единого признака жизни. Округлые, от верхушки во все стороны раскинувшие вайи пальм мертво висят черными клешнями. Ниже, над садом подо мной, над его скромно сереющими оливами, черно простираются плоские громады широковетвистых пиний. Впереди, в далекой глубине за ними, чуть различимо сквозь сумрак ночное, печальное лоно долин; еще дальше – сонная, холодная туманность: белесо застыло дыхание моря. К западу тучей означаются в небе хребты Эстереля и Мор. К востоку темнеет горб Антибского мыса. И таинственно и мерно, с промежутками, зорко прядает там, на горбе, белый огонь маяка…
    Но вот он вдруг гаснет: небо за мысом стало легкое, тонкое, бледное. И где-то внизу подо мной, на какой-то ферме, кричит первый рассветный петух: еще сквозь сон, несознательно, но уже задирчиво, с напрягающимся хриплым клекотом двух разных голосов…
    Еще одно мое утро на земле.
      1944

Hosted by uCoz