|
          
Поиск
       
по сайту
|
          
Время
|
       
Календарь
|
Как правильно построить свое сочинение. Виды сочинений и их описание.
   Для многих современных школьников написать сочинение – большая проблема. И причина, как это ни банально звучит, в отсутствии навыков письма. Из школ исчезли рукописные альманахи, стенгазеты, из жизни общества ушли письма как попытка высказаться, пообщаться, наше своеобразное божество – телевизор прививает терпимое отношение к бескультурной речи, блатному жаргону, небрежным высказываниям.
   
Это напрямую отражается в языке и влияет на наше восприятие мира, жизни, людей, на умение и неумение говорить ясно, точно, содержательно. Это трудно постичь, но невозможно не видеть, что говорить правильно и внятно не принято в подростковой среде. Создается впечатление, что подростки добровольно променяли уникальные способности говорить внятно и красиво на язык жестов, междометий, штампов, «смазанность» звукового воспроизведения слов, когда, например, фраза «посмотрю в расписании» звучит как « посрю расписаниэ».
   
Соответственно и школьные сочинения будут на уровне «жестов и междометий». Если ваш ребенок не умеет письменно выражать свои мысли, то в первую очередь привейте любовь к чтению, к слову. Обращайте его внимание на использование в речи слов классического русского языка. Побуждайте своего тинейджера к «говорению», то есть расспрашивайте о проведенном дне, прочитанной книге, просмотренном фильме, обсуждайте волнующие подростка темы, учите слушать собеседника, аргументировано возражать.
   
Параллельно с уроками «говорения» изучите и проанализируйте основные правила написания сочинений. Ныне действующие школьные программы по развитию речи составлены по тематически-жанровому принципу.
   
Сочинение-описание
   
Описание – это упорядоченное перечисление наиболее существенных признаков предмета, человека, животного, растения, явления, процесса, времени года и т.д. К описанию прибегают, когда надо назвать признаки предмета для того, чтобы изобразить его, то есть создать наглядный образ (зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, обонятельный). Недаром синонимом к слову «описание» является слово «изображение».
   
В описании надо соблюсти ту последовательность в расположении признаков предмета, которая ему свойственна. Разрушение этого естественного порядка может исказить вид предмета, создать о нем неверное представление.
   
Люди с развитой наблюдательностью обычно воспринимают признаки предмета в их естественном порядке, они могут перечислять их « вслед за восприятием». Следовательно, тому, кто умеет наблюдать полно, всесторонне, можно описательные сочинения писать без плана. Остальные должны писать сочинение-описание обязательно по плану. План в данном случае – средство развития наблюдательности, средство обучения полноте и глубине восприятия предметов. Ребенка надо научить неторопливому вглядыванию, вслушиванию в предмет, явление (дождь, гроза, снегопад и т.д.), в процесс (наступление вечера, ночи, развитие чувства). Это очень увлекательное совместное занятие. К сожалению, ритмы современной жизни заставляют нас часто быть поверхностными, торопливыми, жадными к смене зрительных и слуховых рядов, мелькающие на экранах телевизоров клипы делают восприятие разорванным по впечатлению, неглубоким.
   
Самое благодатное вглядывание и вслушивание бывает на природе. Рождество в этом году мы с детьми от 6 до 14 лет встретили в национальном парке природы близ Таганая на туристской стоянке «Белый ключ». Дети получили впечатлений на целый год. Никаких приемников, даже гитар умышленно не взяли, хотя пессимисты уверяли, что будет скучно. Не было скучно! Во что мы вглядывались? В зимнюю радугу! Представляете: в белой взвеси снега над реликтовыми елями высветилась семицветная огромная праздничная радуга, померцала загадочно, потом медленно растворилась в 35-градусном холоде, в запахе хвои, в светло-синем небе, в празднике Христовом.
   
Мы вглядывались в Откликной хребет, который манил суровой красотой и недоступностью для нас, менялся в зависимости от времени суток, освещения, температуры, нашего настроения. Когда мы уезжали, он даже прослезился колючим инеем.
   
Вслушивались мы в журчание ручья, пробирающегося между каменных глыб с высоты в тысячу метров и в стук дятла. Других звуков не было! Никаких! Только звук живой воды среди белого безмолвия и «морзянка» удивительной птицы, таким трудом добывающей себе пропитание.
   
Дети очень любят, когда рядом с ними взрослый, способный оценить их открытия и увидеть необычное в обычном сам. В сентябре мы всматривались в фонтан, который находится у магазина «Старт». Готовились к сочинению-описанию. День был теплый, не осенний. Фонтан буйствовал вовсю: разбрызгивал струи в разные стороны, менял их направление, обливал желающих водой. Водяные брызги превращались на солнце в сияющие драгоценности. Дети отметили человеколюбие фонтана, кроме того, оценили форму – лотос с раскрытыми лепестками, заключенный в большой круг, материал, включенность в ландшафт. Жажда вглядывания заставила нас пойти к фонтану у Дворца Металлургов. Он оказался старым, давно не беленным, с облупившейся известкой, зеленым дном, скупыми струями, которые лениво сползали по вертикальной стойке. Дети казались разочарованными. «Мы просто не умеем всматриваться, – сказала я совершенно искренне, – у этого фонтана, несомненно, есть своя тайна». Мы просидели возле фонтана 40 минут. Разгадывали его тайну. Оказалось, что у этого фонтана своя публика – пожилые люди и влюбленные. Вокруг фонтана огромные голубые ели, они-то и делали освещение сумрачным, место загадочным, воздух влажным. И совершенно неуместно здесь веселиться – решили мои спутники. А за фонтаном возвышаются колонны Дворца – и все это вместе составляет единое целое.
   
Сочинение-повествование
   
Это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка. Основную трудность в работе над повествованием составляет собирание и обработка материала. Лучшим методом обучения сочинению-повествованию считается разбор образцов: рассказов писателей- классиков. Например, рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника» повествует об одном событии, завязку, кульминацию и развязку которого вы легко определите вместе с ребенком. А можно построить сюжет на изображении одной жизненной ситуации, в которой разные люди ведут себя по- разному. На чем держится сюжет такого повествования? На авторских размышлениях о поведении людей. В основе сюжета может лежать одно душевное состояние, которое захватывает сначала одного героя, а потом распространяется на всех. Например, чувство страха в рассказе Л. Н. Толстого «Акула».
   
Нужно не просто научиться рассказывать, а выбирать главное, существенное, яркое, отсекать все то, без чего можно обойтись. Чехов писал брату: «Извини, не было времени написать покороче».
   
Сочинение-рассуждение
   
Для написания этого вида сочинений нужно хорошо знать материал. Тема рассуждения содержит проблему, которую пишущий должен разрешить. Он выдвигает тезис, то есть мысль, которую и доказывает двумя – тремя доказательствами ( аргументами).
   
Тема-суждение предлагает готовую идею сочинения. Ученик сам только подбирает аргументы. Например, «Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого».
   
Опираясь на авторские характеристики, на отзывы других героев, ученик показывает ее индивидуальность, притягательную силу, способность влиять на других, и самое главное – ее близость к народу, что для Л.Н.Толстого является признаком высокой нравственности.
   
Тема-вопрос предполагает самостоятельность в выборе позиции. Разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос. Например, «Катерина – луч солнца в темном царстве?»
   
Тема-понятие заставляет самого ученика определить проблему, самому сформулировать основную идею, подобрать аргументы. Сочинение-рассуждение предполагает классическую композицию:
   
1. Вступление
   
2. Основная часть. Тезис. Аргументы с привлечением текста.
   
3. Заключение.
   
Ученик обязательно должен знать критерии оценки своей работы, своеобразие фактических, речевых, грамматических ошибок. За сочинение учитель выставляет две оценки: первая оценка – за содержание, а вторая – за грамотность.
|