|
|
   |
|
   |
|
   |
|
   |
|
   |
|
                |
|
|
[А] | [Б] | [В] | [Г] | [Д] | [Ж] | [З] | [И] | [К] | [Л] | [М] | [Н] | [О] | [П] | [Р] | [С] | [Т] | [У] | [Ф] | [Х] | [Ц] | [Э] |
     РЕАЛИЗМ (от лат. realis — вещественный) — художественный метод в искусстве и литературе. История Р. в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.
     Однако понятие правды, истины — одно из наиболее трудных в эстетике. Так, например, теоретик французского классицизма Буало призывал руководствоваться истиной, «подражать природе». Но и ярый противник классицизма романтик Гюго со своей стороны убеждал «советоваться только с природой, истиной и своим вдохновением, которое так же есть истина и природа». Таким образом, они защищали «истину» и «природу», но ни тот, ни другой не были реалистами. .¦
     Определение Ф. Энгельса: «...реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типических обстоятельствах» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 35) — непосредственно относится к литературе XIX века и имеет в виду конкретно-исторический метод, который мы теперь называем методом критического Р. Вместе с тем оно является важным ориентиром при общей характеристике Р. как метода. Главное здесь в том, что в центре внимания Р. находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни. При этом, изображая эти закономерности,' Р. не отрывается от реальной почвы, с наибольшей полнотой отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни, выполняет познавательные задачи. Как отмечал К. Маркс, английские реалисты XIX века Диккенс, Теккерей и др. открыли миру «...больше политических и социальных истин, чем все профессиональные политики, публицисты и моралисты, вместе взятые» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 10, с. 648).
Реализм эпохи Возрождения.
Рафаэль. Сикстинская мадонна (1513).
     Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические — все это связано с углом зрения художника на жизнь, а это, в свою очередь, зависит от его мировоззрения, от умения уловить передовые движения эпохи. Стремление к объективности нередко заставляет художника изображать реальную расстановку сил в обществе даже вопреки собственным политическим предрассудкам.
     Конкретные особенности Р. зависят от тех исторических условий, в которых развивается искусство. Национально-исторические обстоятельства определяют и неравномерность развития Р. в разных странах.
     Р. не есть нечто раз навсегда Данное и неизменное. В истории мировой литературы можно наметить несколько основных типов его развития.
     В науке нет единого мнения о начальном периоде Р. Многие искусствоведы относят его к весьма отдаленным эпохам: говорят о Р. наскальных рисунков первобытных людей, о Р. античной скульптуры. В истории мировой литературы многие черты Р. обнаруживаются в произведениях древнего мира и раннего средневековья (в народном эпосе, например, в русских былинах; в летописях). Однако формирование Р. как художественной системы в европейских литературах принято связывать с эпохой Ренессанса (Возрождения), которую Ф. Энгельс рассматривал как «величайший прогрессивный переворот». Новое понимание жизни человеком, отвергающим церковную проповедь рабской покорности, нашло отражение в лирике Петрарки, романах Рабле и Сервантеса, в трагедиях и комедиях Шекспира. После того как средневековые церковники веками проповедовали, что человек это «сосуд греха», и призывали к смирению, литература и искусство Возрождения прославили человека как высшее создание природы, стремясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для Р. Возрождения характерна масштабность образов (таких, как Дон Кихот, Гамлет, король Лир); поэтизация человеческой личности, способности ее к большому чувству (как в «Ромео и Джульетте») и одновременно высокий накал трагического конфликта, когда изображается столкновение личности с противостоящими ей косными силами.
     Следующий этап в развитии Р.— просветительский (см. Просвещение) , когда литература становится (на Западе) орудием непосредственной подготовки буржуазно-демократической революции. Среди просветителей были сторонники классицизма, на их творчество оказывали влияние и другие методы и стили. Но в XVIII веке складывается (в Европе) и так называемый просветительский Р., теоретиками которого были Дидро во Франции и Лессинг в Германии. Мировое значение приобрел английский реалистический роман, основоположником которого явился Да-ниель Дефо, автор «Робинзона Крузо» (1719). В литературе Просвещения выступил демократический герой (Фигаро в трилогии Бомарше, Луиза Миллер в трагедии «Коварство и любовь» Шиллера, образы крестьян у Радищева). Просветители все яв-ления общественной жизни и поступки людей оценивали как разумные или неразумные (а неразумное они видели прежде всего во всех старых феодальных порядках и обычаях). Из этого они исходили и в изображении человеческого характера, их положительные герои — это прежде всего воплощение разума, отрицательные — отступление от нормы, порождение неразумия, варварства прежних времен.
     Р. Просвещения часто допускал условность. Так, обстоятельства в романе и драме не обязательно были типичными. Они могли быть условными, как в эксперименте: «допустим, что человек оказался на необитаемом острове...». При этом Дефо рисует поведение Робинзона не таким, каким оно могло быть на самом деле (прототип его романа одичал, даже утратил членораздельную речь), а таким, каким он хочет представить человека, во всеоружии его физических и умственных сил, как героя, победителя сил природы. Так же условен и Фауст у Гете, показанный в борьбе за утверждение высоких идеалов. Черты известной условности отличают и комедию Фонвизина «Недоросль».
Реализм эпохи Просвещения.
Гудон. Вольтер в кресле (1781).
     Новый тип Р. складывается в XIX веке. Это критический реализм. Он существенно отличается и от ренессансного и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, в России —А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.
     Критический Р. по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический Р. поэтому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества Р. большую роль сыграл романтизм (см.), стремившийся проникнуть в тайны человеческого «я».
     Углубление познания жизни и усложнение картины мира в критическом Р. XIX века не означает, однако, некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо развитие искусства отмечено не только завоеваниями, но и утратами. Утрачена была масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос утверждения, свойственный просветителям, их энтузиастическая вера в победу добра над злом.
     Подъем в странах Запада рабочего движения, формирование в 40-х годах XIX века марксизма не только оказывают влияние на литературу критического реализма, но и вызывают к жизни первые художественные опыты изображения действительности с позиций революционного пролетариата. В Р. таких писателей, как Веерт, Моррис, автор «Интернационала» Потье, намечаются новые черты, предвосхищающие художественные открытия социалистического Р.
     В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития Р. Во второй половине века художественные завоевания Р. выводят русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание.
     Богатство и многообразие русского реализма XIX века позволяют говорить о разных его формах.
     Формирование его связано с именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». В условиях ускоренного развития русской культуры Пушкин как бы наверстывает ее прежнее отставание, прокладывая новые пути почти во всех жанрах и своей универсальностью и своим оптимизмом оказываясь сродни титанам Возрождения. В творчестве Пушкина закладываются основы критического Р., развитого в творчестве Гоголя и — за ним — в так называемой натуральной школе (см.).
     Выступление в 60-е годы революционных демократов во главе с Н. Чернышевским придает новые черты русскому критическому Р. (революционный характер критики, образы новых людей),.
     Особое место в истории русского Р. принадлежит Л. Толстому и Достоевскому. Именно благодаря им русский реалистический роман приобрел мировое значение. Их психологическое мастерство, проникновение в «диалектику души» открывали путь художественным исканиям писателей XX века. Р. в XX веке во всем мире несет на себе отпечаток эстетических открытий Толстого и Достоевского.
Критический реализм в живописи XIX века.
И. Репин. Бурлаки (1870 - 1873).
     Нарастание русского освободительного движения, которое к концу века переносит с Запада в Россию центр мировой революционной борьбы, приводит к тому, что творчество великих русских реалистов становится, как сказал В. И. Ленин о Л Толстом, «зеркалом русской революции» по своему объективному историческому содержанию, при всех различиях их идейных позиций.
     Творческий размах русского социального Р. сказывается в жанровом богатстве, особенно в области романа: философско-исторического (Л. Толстой), революционно-публицистического (Н. Чернышевский), бытового (И. Гончаров), сатирического (М. Салтыков-Щедрин), психологического (Ф. Достоевский, Л. Толстой). К концу века новатором в жанре реалистического рассказа и своеобразной «лирической драмы» выступает А. Чехов.
     Важно подчеркнуть, что русский Р. XIX века не развивался изолированно от мирового историко-литературного процесса. Это было началом эпохи, когда, по словам' К. Маркса и Ф. Энгельса, «плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 428).
     Достоевский отмечал как одну из особенностей русской литературы ее «способность к всемирности, всечеловечности, все-отклика». Здесь речь идет не столько о западных влияниях, сколько об органическом развитии в русле европейской культуры, ее многовековых традиций.
     В начале XX века появление пьес М. Горького «Мещане», «На дне» и в особенности романа «Мать» (а на Западе — романа М. Н. Нексе «Пелле-завоеватель») свидетельствует о начале формирования социалистического Р. (см.). В 20-х годах крупными успехами заявляет о себе советская литература, а в начале 30-х годов во многих капиталистических странах возникает литература революционного пролетариата. Литература социалистического Р. становится важным фактором мирового литературного развития. При этом следует отметить, что советская литература в целом сохраняет больше связей с художественным опытом XIX века, чем литература на Западе (в том числе и социалистическая).
     Начало всеобщего кризиса капитализма, две мировые войны, ускорение революционного процесса во всем мире под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции и существования Советского Союза, а после 1945 года — образование мировой системы социализма - все это существенно сказалось на судьбах Р.
     Критический Р., продолжавший развиваться в русской литературе до Октября (И. Бунин, А. Куприн) и на Западе, в XX веке получил дальнейшее развитие, при этом претерпев существенные изменения. В критическом Р. XX века на Западе более свободно усваиваются и перекрещиваются самые различные влияния, в том числе некоторые черты нереалистических течений XX века (символизма, импрессионизма, экспрессионизма), что, конечно, не исключает борьбы реалистов против нереалистической эстетики.
     Примерно с 20-х годов в литературах Запада сказывается тенденция к углубленному психологизму, передаче «потока сознания» (см.). Возникает так называемый интеллектуальный роман Т. Манна; приобретает'особое значение подтекст (см.), например, у Хемингуэя. Эта сосредоточенность на личности и ее духовном мире в критическом Р. Запада существенно ослабляет его эпическую широту. Эпическая масштабность в XX веке составляет заслугу писателей социалистического реализма («Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Мертвые остаются молодыми» А. Зегерс).
Реализм в советской живописи.
Дайнека. Оборона Петрограда (1928).
     В отличие от реалистов XIX века писатели XX века чаще прибегают к фантастике (Л. Франс, К. Чапек) к условности (например, из социалистических писателей — Б. Брехт), создавая романы-притчи и драмы-притчи. Одновременно в Р. XX века торжествует документ, факт. Документальные произведения появляются в разных странах, как в рамках критического Р., так и социалистического.
     Так, оставаясь документальными, являются произведениями большого обобщающего смысла автобиографические книги Э. Хемингуэя, Ш. О. Кейси, И. Бехера, такие классические книги социалистического Р., как «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика и «Молодая гвардия» А. Фадеева.
     В сложных идеологических условиях капиталистического Запада, когда книжный рынок захвачен массовой литературой, утверждающей мораль общества собственников, Р. отстаивает себя в борьбе против всякого рода враждебных ему эстетических принципов.
     История Р. продолжается, и в авангарде борьбы за Р. идут художники, отдающие свой талант делу борьбы за идеалы социализма и коммунизма. Л. Т. и С. Т.
     РЕФРЕН (от франц. refrain — припев)—слово, группа слов, строка или несколько строк, повторяющиеся после каждой строфы стихотворения или куплета песни. Р. обычно отличается по своим метрическим особенностям (размеру) от стихов основного текста. А. Ж.
     РИТМ СТИХОТВОРНЫЙ — повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей. В различных системах стихосложения различны основы Р.с: размеренное чередование долгих и кратких слогов (метрическое стихосложение), строго'е количество слогов (силлабическое стихосложение). Силлабо-тоническое стихосложение в немецкой, английской и русской поэзии основано на соотнесенности стихов по равномерному размещению ударных слогов (например, ударения только на четных слогах или только на нечетных или в ином порядке — с безударными интервалами не в один, а в два слога).
     В стихе строки могут и не абсолютно повторять расположение ударений, а сохранять лишь основную тенденцию этого размещения. Например, в строфе А. Пушкина:
     Нет полного однообразия в размещении ударных слогов, но налицо совершенно отчетливая закономерность: количество слогов в строке 8, 7, 8, 7; все ударения тяготеют к нечетным слогам (3, 5, 7; 1, 3, 7; 3, 7; 3, 7), а 7-й слог обязательно ударен; из всех 16 нечетных слогов 10 несут ударение, из 14 четных слогов ни на одном нет ударения. Случайность такого размещения абсолютно исключена. Этого с избытком достаточно, чтобы безусловно расслышать Р. стиха, т. е. повторяемость заданного размещения ударений.
     Иногда термин Р. употребляют в узком смысле, как фактическое размещение ударений, противопоставленное заданной схеме, называемой метр.
     В тоническом стихосложении (например, у В. Маяковского) Р. основан не на счете слогов и не на размещении ударений, а на относительной соотнесенности стихов по количеству ударений (также не абсолютной).
     Все системы стихосложения едины в одном, главном: Р. образуется с помощью членения на соотносимые отрезки — стихи (строки).
     Их обычно записывают и печатают столбиком, но стих остается стихом, если его записать без разбивки на строки или, наоборот, разбить строку, как у В. Маяковского, «лесенкой». Поэтому стихотворный Р. существует не в отдельной строке, а только в сочетании строк. В. Н.
     РИТМИКА -
  1. Раздел стиховедения, изучающий ритмическое строение стиха.
  2. Само ритмическое строение стихов одного поэта, или одного периода, или даже вообще поэзии на данном языке. В. Н.
     РИФМА(от греч. rhythmos — соразмерность)—повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк, например «поп — лоб», «морозы — розы», «Евгений — гений». Р. отмечает звуковым повтором клаузулы (стиховые окончания), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
     В организации стиха Р. играет большую роль, ибо'она связана не только с ритмом, но и звуковой организацией стиха в целом, лексикой,интонацией и синтаксисом, строфикой.
     В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах Р. бывают: мужские — с ударением на последнем слоге строки («окно — давно»); женские — с ударением на втором от конца строки слоге («даром — пожаром»); дактилические — с ударением на третьем от конца строки слоге («расстилается — разливается»); гипердактилические — с ударением на четвертом и последующих от конца слогах («свешивающиеся — смешивающиеся).
     По расположению в строках Р. делятся на парные, или смежные, связывающие соседние строки (по схеме аа, бб); перекрестные, в которых созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки (по схеме абаб); охватные, опоясанные, в которых рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (по схеме абба).
     В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах различают Р. точную, в которой повторяющиеся звуки одинаковы («гор — спор», «он — сон»), и неточную с несовпадающими звуками: «рассказ — тоска», «распят — паспорт» и т.п. Разновидностями неточной Р. являются ассонанс («красивая— неугасимая»), неравносложная рифма («трону-ту—фронту»), усеченные рифмы («казарм — глаза»). При несовпадении ударных гласных, но при одинаковых согласных образуется диссонанс, или консонанс («мячики — пулеметчики») .
     Различают Р. простые («чести — мести», «прекрасный — ясный») и составные, включающие в созвучие два-три слова. Составная рифма широко представлена в стихах В. Маяковского: «ста расти — старости», «большевиков — больше веков». Б. Г.
     РОМАН (от франц. roman)—жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою — целых поколений. Это, в частности, определяет значительность объема Р. Специфической особенностью Р. в его классической форме является разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений в обществе, рисующая человека в системе его социальных связей, характер — в обусловленности средой. Таким образом, Р.— это такой жанр, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.
     Повествовательный жанр, близкий к Р., известен еще в античной литературе, например «Метаморфозы», позднее название— «Золотой осел» римского писателя II века Апулея. В эпоху средних веков получили распространение рыцарские романы, в которых изображались подвиги благородных рыцарей, совершенные в честь прекрасной дамы. В средние века возникло и само слово «роман» от франц. «conte roman», что означало «рассказ на романском языке», т. е. на одном из живых языков романского происхождения, в отличие от латинского, на котором в то время писались обычно книги. Как пародия на традиционный рыцарский Р. и вместе с тем как утверждение новых норм искусства был создан в начале XVII века Р. Сервантеса «Дон Кихот».
     Р.— один из наиболее распространенных жанров литературы нового времени. Мировую славу завоевал английский просветительский Р. XVIII века, начало которому положил «Робинзон Крузо» Д. Дефо (1719). С эпохой романтизма связано возникновение исторического Р. (см. Историзм в литературе). Классическую форму приобрел реалистический роман XIX века, «эпопея нашего времени есть роман» (В. Г. Белинский).
     Многоступенчатость в развитии сюжета, отражающая сложность человеческих отношений, широта и глубина социальных обобщений в сочетании с конкретностью изображения — особенности реалистического Р. Проблема личности и общества — центральная проблема социально-психологического Р. воплощена в Р. А. Пушкина, М. Лермонтова, Стендаля, Бальзака, Диккенса, Теккерея, Флобера, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского. Так, в Р. Л. Толстого «Анна Каренина» предстает жизнь русского общества в 70-е годы XIX века со всей сложностью его социальных, политических проблем, нравственных исканий личности. В Р. переплетено несколько сюжетных линий: Анна — Каренин — Вронский, Левин — Кити, Облонский — Долли и др.
     В развитии Р. в литературе социалистического реализма отразились пути становления нового художественного метода. Первым Р. социалистического реализма явилось произведение М. Горького «Мать». Почти одновременно вышел Р. «Пелле-завоеватель» датского писателя М.-А. Нексе. Р. занял ведущее место в советской литературе, история которой представлена многими выдающимися произведениями этого жанра.
     Несколько Р., в которых мы встречаемся с одними и теми же героями (но каждый из Р. имеет свой законченный сюжет), объединяются в циклы. Таковы «Человеческая комедия» Бальзака, серия «Ругон-Маккары» Золя, трилогия «Хождение по мукам» А. Толстого («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро»). Р., с особенной полнотой охватывающие исторический процесс во многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни, иногда относят к числу романов-эпопей («Война и мир» Л. Толстого, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси). В советской литературе Р.-эпопея создан М. Горьким («Жизнь Клима Самгина»), Шолоховым («Тихий Дон»), М. Ауэзовым («Путь Абая»), Д. Демир-чяном («Вардананк») и др. Н. Ф.
     РОМАН В СТИХАХ — наиболее развернутая и объемная форма лиро-эпического жанра (см.), появившаяся в период перехода от романтизма к реализму. Р. в с. характеризуется широко развитым сюжетом, включающим ряд людей и событий, как бы пронизанным в то же время лирическими отступлениями, создающими в целом образ лирического героя (см.). Пример Р. в с. — «Дон Жуан» Байрона, «Евгений Онегин» А. Пушкина. В советской поэзии можно назвать «Спекторского» Б. Пастернака, «Пушторг» и «Арктику» И. Сельвинского, «Добровольцев» Е. Долматовского, «Возмездие» А. Блока (остался незаконченным) . Л. Т.