1. Как характеризуется литературный процесс в 20-30-е годы современным литературоведением? Какие обстоятельства предопределили трагический характер целой эпохи в истории русской литературы?
   2. Можно ли говорить о некой близости и о взаимодействии художественных концепций, творческих исканий писателей, оказавшихся в эмиграции и оставшихся в Советской России?
   3. Что в пестрой, многообразной картине литературной жизни 20?30-х годов показалось вам особенно интересным? Какие произведения, созданные в это время (из опубликованных тогда же или долго не издававшихся) стали своеобразным документом эпохи? Какие произведения, на ваш взгляд, представляют наибольшую художественную ценность?
   4. Какие течения, группировки в литературе 20-30-х годов были связаны с художественными исканиями русского модернизма?
   5. Подготовьте характеристику ОБЭРИУ как литературного объединения, решительно отказывавшегося от традиций реализма. Какие новые эстетические принципы нашли отражение в творчестве Д. Хармса?
   6. В творчестве каких писателей нашли развитие традиции русской реалистической литературы? Покажите на конкретных примерах.
   7. Какие литературные группировки и объединения в литературе 20-30-х годов были связаны с советской властью, “пролетарской литературой”?
   8. В декларациях РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей) сформулированы основные задачи “пролетарской литературы”: “Пролетарской является такая литература, которая организует психику и сознание рабочего класса и широких трудовых масс в сторону конечных задач пролетариата как переустроителя мира и создателя коммунистического общества”. В чем порочность такого взгляда на назначение искусства? Какую оценку давали рапповцы произведениям классической русской литературы и писателей-“попутчиков”?
   9. Как решается тема революции и гражданской войны в произведениях А. А. Фадеева, И. Э. Бабеля?
   10. В чем смысл финала романа А. А. Фадеева “Разгром”, одного из наиболее значительных произведений советской литературы, представляющего особый тип произведений ? так называемую “оптимистическую трагедию” (по названию известной пьесы В. Вишневского)? Можно ли говорить о решительном разрыве Фадеева с гуманистической традицией русской литературы?
   11. Какое место занимает в советской литературе 20-30-х годов сатира? В чем своеобразие сатирических произведений М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова?
   12. В чем своеобразие жанра, образной системы и языка романа-антиутопии Е. И. Замятина “Мы”? Каково соотношение традиций реализма и поэтики модернизма в романе?
   13. Познакомьтесь с историей создания романа А. Н. Толстого “Петр Первый”. В чем смысл решительного пересмотра концепции личности Петра (и исторической концепции в целом) в творчестве писателя?
   14. Как решается в романе А. Н. Толстого “Петр Первый” проблема взаимоотношений личности и эпохи?
   15. Какова эволюция образа Петра в романе А. Н. Толстого? Почему писатель изменил свой первоначальный замысел ? довести роман до смерти Петра?
   16. Какую роль в романе А. Н. Толстого “Петр Первый” играют массовые сцены? Подготовьте анализ одного из эпизодов, в котором показаны страдания русского народа, представлены народные характеры.
   17. Чем близок роман А. Н. Толстого “Петр Первый” литературе социалистического реализма?
   18. Какие события в литературной жизни 30-х годов обозначили все более отчетливо проявлявшуюся тенденцию к единству эстетических исканий, торжеству “метода социалистического реализма”?