|
|
   |
|
   |
|
   |
|
   |
|
   |
|
                |
|
|
[А] | [Б] | [В] | [Г] | [Д] | [Ж] | [З] | [И] | [К] | [Л] | [М] | [Н] | [О] | [П] | [Р] | [С] | [Т] | [У] | [Ф] | [Х] | [Ц] | [Э] |
     САРКАЗМ (от греч. sarkasmos — издевательство)— едкая, язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Как художественное средство комического (см.), С. не только близок к иронии (см.), он ее разновидность. Но если сущность иронии в иносказании, в тонком намеке, в С. главное — крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.
     С. насыщена сатирическая литература — произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова и мн. др. А. С.
     САТИРА (лат. satira, от более раннего satura — смесь, всякая всячина)—вид комического (см.), наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. В отличие от юмора (см.), другой разновидности комического, С. не оставляет надежды на исправление критикуемых жизненных явлений, ее назначение «провожать в царство теней все отживающее» (М. Салтыков-Щедрин). Смысл С. можно также определить словами Маркса: «чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым» (Соч., т. 1, с. 418).
     Выдающимися мастерами С. в мировой литературе явились в эпоху Возрождения Рабле и Сервантес, в век Просвещения — Свифт и Вольтер. Романтическая С. на Западе представлена именами Байрона, Гофмана, Гейне.
     В русской литературе сатирическое направление в XVIII веке представлено А. Кантемиром, Д. Фонвизиным, Н. Новиковым. В литературе XIX века как сатирики прославились Н. Гоголь и М. Салтыков-Щедрин.
     Говоря об особенностях С, Салтыков-Щедрин писал: «Для того чтобы сатира была действительно сатирою и достигала своей цели, надобно, во-первых, чтобы она дала почувствовать тот идеал, из которого отправляется творец ее, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено ее жало». И первая задача сатирика состоит в том, чтобы как можно четче «дать почувствовать» читателям свой идеал. Важнейшим средством художественного воплощения в С. является смех — «смех сквозь невидимые миру слезы» (Н. Гоголь).
     Отличительные признаки С.— подчеркнутая тенденциозность, публицистичность, сознательное заострение жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображаемых явлениях. Сатирический образ поэтому всегда условен, он порожден взглядом на мир «с одного боку» (Н. Гоголь) или «через увеличительное стекло» (В. Маяковский). Чаще всего С. прибегает к гротеску (см.), гиперболизации (см.), к фантастическому заострению жизненных ситуаций. Так, Свифт в «Путешествиях Гулливера» показывает своего героя то среди лилипутов, то среди великанов, то приводит его в царство умных лошадей. Фантастические ситуации позволяют ему острее и злее обличать порядки современного ему общества.
Французская сатира XIX века.
О. Домье. Искуситель (1781).
     Своего рода энциклопедией сатирической фантастики, служащей как раз целям осознания изобличаемых явлений, можно считать «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Писатель использует многие характерные ситуации и персонажи русских народных сказок (волк, заяц, медведь, баран, ворон и т.д.). Он нередко прибегает к чисто сказочным выражениям типа «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве» и т. д. Однако сказочная эпическая форма заполняется остросатирическим, злободневным содержанием, иначе говоря, сатирик предельно субъ-ективизирует ее, заставляет служить своим целям. О смелости щедринских перелицовок сказочного жанра свидетельствуют сами названия многих сказок: «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь», «Бедный волк», «Баран-непомнящий» и др.
     Жанровая многоликость С. при одновременном сохранении ею устойчивых признаков образного мышления (условность художественных образов, их рационалистичность, «однобокость», гротесковый характер и т. д.) затрудняет решение вопроса о родовой принадлежности сатирических произведений. С. нельзя целиком отнести/к лирике, эпосу или драме, она шире этих подразделений. В то же время она не совпадает ни с одним из этих литературных родов по своему образному языку. Поэтому в советском литературоведении все отчетливее обозначается точка зрения на С. как на особый литературный род. Однако подобный взгляд на С. нуждается в тщательном научном обосновании. А. С.
     СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от лат. sillaba — слог) — система построения стиха, в основе которой лежит р а в -н о с л о ж и е, т. е. одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке (в русском С.с. обычно 11 или 13 слогов), с цезурой (см.) после пятого или седьмого слога и, главным образом, женской рифмой.
     В XVII веке в русской поэзии С.с. было распространено в творчестве Симеона Полоцкого и других и в первой трети XVIII века (А. Кантемир). В 30-х годах XVIII века была проведена реформа русского стихосложения, осуществленная Тре-диаковским и Ломоносовым, предложившими и утвердившими силлабо-тоническое стихосложение. К. В.
     СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от лат. sillaba — слог и греч. tenos — ударение) — система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Была предложена В. Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению российских стихов», 1735) и разработана М. Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739).
     Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной системе и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры.
     В двусложных размерах различают хорей и ямб.
     Расстановка в строке всех возможных ударений осуществима лишь в том случае, когда строка состоит из коротких односложных, двусложных и трехсложных слов:
(М. Ломоносов. Вечернее размышление...)
_ ! _ ! _ ! _ !
_ ! _ ! _ ! _ !
     Но уже Ломоносов признал, что так писать стихи «трудновато», потому что в языке очень много слов длинйых и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений строго не соблюдается — они не должны попадать на «чужие» места, зато пропускать их можно — от этого ритмическое звучание не страдает, наоборот, стих звучит более разнообразно. В этом случае могут возникать два безударных слога подряд — они образуют группу из безударных слогов, которую называют по аналогии с античным стихом пиррихием.
     Иногда слова стекаются таким образом, что возникают два подряд ударных слога (спондей):
     В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль — с ударением на первом слоге стопы ( ! _ _ ), амфибрахий — с ударением на среднем между безударными слоге ( _ ! _ ) и анапест — с ударением на последнем, третьем слоге стопы ( _ _ ! ).
     Последовательность таких трупп ударных и безударных слогов в строке и создает стихотворный размер. Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым — от одной и больше, на практике же протяженность строки бывает в двусложных размерах (хорей, ямб) от двух до шести стоп, а в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест)—от двух до четырех. Многостопные строки имеют тенденцию распадаться на более короткие самостоятельные строки:
     Эта восьмистопная строка хорея явно распадается на две четырехстопные.
     Силлабо-тонический стих широко употребляется в современной советской поэзии наряду с тоническим стихом, занимая по распространенности первое место (А. Твардовский, Я. Смеляков и мн. др.). К. В.
     СИМВОЛ (от греч. symbolon — условный знак). В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга в далеком месте. С.— предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления. Так, в словах «Вакхической песни» Пушкина «Да здравствует солнце, да скроется тьма» солнце выступает как С. счастья, радости, разума. Буревестник у Горького — С, предвещающий революционную бурю.
     Заключая в себе переносное значение, С. близок тропу (в частности, сравнению, метафоре).
     Наряду с общепринятой символикой (буря — революция, меч — С. войны и т.д.) литература богата индивидуальными символами, созданными поэтами. Смысл их раскрывается, если вникнуть в поэтический мир автора и литературного направления, к которому он принадлежит. Так, индивидуальный характер имеет С. в творчестве символистов. Например, С. Прекрасной Дамы у Блока. С. Н.
     СИМВОЛИЗМ—литературное направление (течение) конца XIX — начала XX века. С. сложился во Франции уже в 70—80-е годы XIX века.
     Символ для символистов — это необщепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределенное.
     Поэзия, согласно теории С, должна подходить к действительности через тонкие намеки и полутона: «Никаких цветов: ничего, кроме нюансов» (П. Верлен). Красота и истина постигаются не рассудком, а интуицией.
     Многие символисты выражали идеи декаданса, отражая пессимистические настроения, создавая символы смерти, увядания. Но к символам прибегали и поэты, занимавшие прогрессивные позиции, например бельгийский поэт Эмиль Верхарн, обличавший капиталистический город (символично само название его поэтического сборника «Города-спруты»), немецкий драматург Г. Гауптман, автор драмы «Потонувший колокол», бельгийский драматург М. Метерлинк, создатель драмы «Синяя птица» (в других пьесах он отдал дань упадочным настроениям конца XIX века).
Символизм в русской живописи.
Врубель. Демон (1781).
     В России С. сформировался в 1890—1900-е годы (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб); позже в русле С. выступили А. Белый, А. Блок, С. Городецкий, Вяч. Иванов. В эти десятилетия С. определял лицо многих журналов («Весы», «Золотое руно», «Аполлон»). Серьезные исторические испытания (русско-японская война, революция 1905—1907 годов) ускорили размежевание среди русских символистов. Лучшие поэты — А. Блок, В. Брюсов, А. Белый — постепенно отходили от С. («Никаких символизмов больше»,— писал А. Блок в дневнике в 1913 году).      В. Брюсов и А. Белый проявили себя в последние годы творчества как художники гражданственного склада, включились в культурную жизнь советского общества. А. Блок в 1918 году создал поэму «Двенадцать», стоящую у истоков советской литературы. С. Н.
     СИНЕКДОХА (от греч. synekdoche) —один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другoe на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий» М. Лермонтова — вместо лодки—парус); единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил» — «Евгений Онегин» А. Пушкина); целое берется вместо части:
(С. Орлов.) А. Ф. Г.
     СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — художественный метод литературы и искусства и, шире, эстетическая система, сложившаяся на рубеже XX века и утвердившаяся в эпоху социалистического переустройства мира.
     Определение С.р. было дано на Первом съезде советских писателей (в 1934 году). Впервые понятие С.р. появилось на страницах «Литературной газеты» (23 мая 1932 года). В Уставе Союза советских писателей С.р. был определен как основной метод художественной литературы и критики, требующий от художника «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Это общее направление художественного метода ни в какой мере не ограничивало свободу писателя в выборе художественных форм, «обеспечивая, как говорилось в Уставе, художественному творчеству исключительную возможность проявления творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров».
     Широкую характеристику художественного богатства С.р. дал М. Горький в докладе на Первом съезде советских писателей, показав, что С.р. «утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека...»
     Если возникновение термина относится к 30-м годам, а первые крупные произведения С.р. (М. Горького, М.-А. Нексе) появились в начале XX века, то отдельные черты метода и некоторые эстетические принципы были уже намечены в XIX веке, с момента возникновения марксизма.
     Во многих статьях и высказываниях К- Маркса и Ф. Энгельса содержатся мысли об искусстве будущего, об изображении героев освободительной борьбы, о такой глубине реализма, при которой учитывается достигнутый уровень борьбы за лучшее будущее. Ф. Энгельс писал, что будущее драмы он видит в полном слиянии «осознанного исторического содержания» «с шекспировской живостью и богатством действия» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,
т. 29, с. 492).
     «Осознанное историческое содержание», понимание действительности с позиций революционного рабочего класса можно в известной степени обнаружить уже во многих произведениях XIX века: в прозе и поэзии Г. Веерта, в романе В. Морриса «Вести ниоткуда», в творчестве поэта Парижской коммуны Э. Потье, которого В. И. Ленин назвал «одним из самых великих пропагандистов посредством песни» (Ленин В. И. Поли, собр. соч., т. 22, с. 274).
     Таким образом, с выходом на историческую арену пролетариата, с распространением марксизма формируется новое, социалистическое искусство и социалистическая эстетика. Литература и искусство вбирают в себя новое содержание исторического процесса, начиная освещать его в свете идеалов социализма, обобщая опыт мирового революционного движения, Парижской коммуны, а с конца XIX века — освободительного движения в России, приобретшего, по словам В. И. Ленина, всемирно-историческое значение.
     В 1905 году В. И. Лениным в статье «Партийная организация и партийная литература» была определена природа и общественно-историческая основа рождения нового художественного метода: «Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата...».
     Вопрос о традициях, на которые опирается искусство С. р., может быть решен только с учетом многообразия и богатства национальных культур.
     Так, советская проза во многом опирается на традицию русского критического реализма XIX века. В польской литературе XIX века ведущим направлением явился романтизм, его опыт оказывает заметное влияние на современную литературу этой
страны.
     Богатство традиций в мировой литературе С.р. определяется прежде всего многообразием национальных путей (и социальных, и эстетических, художественных) формирования и развития нового метода. Для писателей некоторых национальностей нашей страны (при определяющей роли и социалистической общественной реальности, и своеобразия социально-исторической судьбы нации) огромное значение имеют художественный опыт народных сказителей, тематика, манера, стиль древнего эпоса (например,
у киргизов «Манас»).
     Художественное новаторство литературы С.р. сказалось уже на ранних этапах ее развития. С произведениями М. Горького «Мать», «Враги» (имевшими особенное значение для развития Ср.), а также романами М.-А. Нексе «Пелле-завоеватель» и «Дитте, дитя человеческое», пролетарской поэзией конца XIX века в литературу вошли не только новые темы и герои, но и новый эстетический идеал.
     Октябрьская революция открыла новый этап в историческом развитии не только русской, но и всей мировой литературы. С первых шагов советской литературы ее главной темой стала борьба старого и нового мира.
     Уже в первых советских романах проявилась народно-эпическая масштабность в изображении революции. Эпическое дыхание эпохи ощутимо в «Чапаеве» Д. Фурманова, «Железном потоке» А. Серафимовича, «Разгроме» А. Фадеева. Иной, чем в эпопеях XIX века, предстала картина судьбы народной. Народ предстает не как жертва, не как простой участник событий, а как движущая сила истории. Изображение народной массы постепенно сочеталось с углублением психологизма в обрисовке индивидуальных человеческих характеров, представляющих эту массу («Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, романы Ф. Гладкова, Л. Леонова, К. Федина, А. Малышкина и др.). Эпическая масштабность романа С.р. проявилась и в творчестве писателей других стран (во Франции Л. Арагон, в чешской литературе М. Пуйманова, у немецкой романистки А. Зегерс, у бразильского прозаика Ж- Амаду).
     Литература С.р. создала новый образ положительного героя — борца, строителя, вожака. Через него полнее раскрывается исторический оптимизм художника социалистического реализма: герой утверждает веру в победу коммунистических идей, несмотря на частные поражения и потери. Термин «оптимистическая трагедия» может быть отнесен ко многим произведениям, передающим трудные ситуации революционной борьбы: «Разгром» А. Фадеева, пьесы Вс. Вишневского и Ф. Вольфа, «Мертвые . остаются молодыми» А. Зегерс, «Репортаж с петлей на шее»
     Романтика —органическая черта литературы С.р. Годы гражданской войны, перестройка страны, героика Великой Отечественной войны и антифашистского Сопротивления определяли в искусстве и реальное содержание романтического пафоса, и романтический пафос в передаче реальной действительности. Романтические черты широко проявились в поэзии антифашистского Сопротивления во Франции, Польше и других странах; в произведениях, изображающих народную борьбу, например в романе английского писателя Д. Олдриджа «Морской орел».Романтическое начало в той или иной форме всегда присутствует в творчестве художников С.р., восходя в своей основе к романтике самой социалистической действительности, в которой — сравнительно с прошлым — постоянно сокращается дистанция между идеалом и действительностью.
     Неотъемлемой частью С.р. становятся осознанные народность и партийность, определяющие понимание жизненного процесса, его ведущих исторических сил, оценку исторической роли народа.
     С.р. представляет собой исторически единое движение искусства в пределах общей для всех его проявлений эпохи социалистического переустройства мира. Однако эта общность как бы заново рождается в конкретных национальных условиях. С. р. интернационален по своей сущности. Интернациональное начало — его неотъемлемая черта; оно выражено в нем и исторически, и идеологически, отражая внутреннее единство многонационального социально-исторического процесса. Представление о С.р. в силу этого непрерывно расширяется — по мере усиления демократических и социалистических элементов в культуре той или иной страны.
     В нашей стране С.р.— объединяющее начало для советской литературы в целом, при всем различии национальных культур в зависимости от их традиций, времени вступления в литературный процесс (одни литературы обладают многовековой традицией, другие получили письменность лишь в годы Советской власти). При всем разнообразии национальных литератур наблюдаются объединяющие их тенденции, которые, не стирая индивидуальных особенностей каждой литературы, отражают нарастающее сближение наций в Советском Союзе.
     А. Твардовский, Р. Гамзатов, Ч. Айтматов, М. Стельмах — художники, глубоко различные по своим индивидуальным и национальным художественным чертам, по характеру своего поэтического стиля, но вместе с тем они и близки друг другу по общему направлению творчества.
     Интернациональное начало С.р. отчетливо проявляется и в мировом литературном процессе. В то время, когда впервые формировались принципы С р., международный художественный опыт литературы, созданной на основе этого метода, был относительно небогат. Огромную роль в расширении и обогащении этого опыта сыграло влияние М. Горького, В. Маяковского, М. Шолохова, всей советской литературы и искусства. Позднее в зарубежных литературах раскрылось многообразие социалистического реализма и выдвинулись крупнейшие мастера: Пабло Неруда, Бертольт Брехт, Анна Зегерс, Жоржи Амаду и др.
     Исключительное многообразие выявилось в поэзии С.р. Уже в лирике наших народов ощутимо многообразие разных эстетических принципов. Условно говоря, существует поэзия, продолжающая традицию народной песни, классической, реалистической лирики XIX века (А. Твардовский, М. Исаковский). Другой стиль обозначил В. Маяковский, начавший с ломки классического стиха; многообразие национальных традиций в последние годы обнаружилось в творчестве Р. Гамзатова, Э. Межелайтиса,
К. Кулиева и др.
     В речи 20 ноября 1965 года (по случаю получения Нобелевской премии) М. Шолохов так сформулировал основное содержание понятия Ср.: «Я говорю о реализме, несущем в себе пафос обновления жизни, переделки ее на благо человеку. Я говорю, разумеется, о таком реализме, который мы называем сейчас социалистическим. Его своеобразие в том, что он выражает мировоззрение, не приемлющее ни созерцательности, ни ухода от действительности, зовущее к борьбе за прогресс человечества, дающее возможность постигнуть цели, близкие миллионам людей, осветить им путь борьбы. Отсюда следует вывод о том, каким мыслится мне, как советскому писателю, место художника в современном мире».
     На XXV съезде был отмечен весомый вклад литературы и искусства «в общепартийное, общенародное дело строительства коммунистического общества». (См. Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 79.) Л. Т. и С. Т.
     СТИХОТВОРЕНИЕ — небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме. «В лирическом стихотворении выражается непосредственное чувство, возбужденное в поэте известным явлением природы или жизни, и главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции тому впечатлению, которое получается извне» (Добролюбов Н. А. Поли. собр. соч., т. 2. Л., 1934, с. 569). С. К.
     СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представлено как проза. В С. в п. ощутимы обычно повторения ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички, реже— рифмы и т.п., т.е. те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи. Иногда этими свойствами обладают лирические отступления в повестях и романах (см. отрывок из «Страшной мести» Гоголя — «Чуден Днепр при тихой погоде...»). Пример С. в п.— «Порог» И. С. Тургенева. Близки С. в п. многие миниатюры М. М. Пришвина. А. Ж.
     СТОПА — условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер античного и силлабо-тонического стихосложения.
     В античном стихосложении стопой считалось сочетание долгих и кратких слогов. Поскольку в русском языке таких слогов нет, С. в силлабо-тоническом стихосложении (см.) — сочетание ударного и безударного (или более) слога.
     В стихотворной строке можно выделить С. двусложные — хорей и ямб — и С. трехсложные — дактиль, амфибрахий и анапест.
     Разделение стиха на С. условно, ибо границы С, как правило,не совпадают с границами слова:
     Кроме того, в русском стихе далеко не все строки являются полноударными, в них нередко ударные слоги заменяются безударными или, наоборот, возникают «лишние» ударения.
     Четырехсложные С, обычные в античном стихе, для русского стиха не характерны К. В.
     СТРОФА (от греч. strophe — поворот) — сочетание стихов, образующее единство. Как правило, объединенные рифмой стихи в С. и представляют ритмическое и синтаксическое целое.С. отделена от смежных сочетаний стихов большой паузой, завершением рифменного ряда и иными признаками. Термин «С.» возник в древнегреческой трагедии и означал часть текста, певшегося хором в его торжественном шествии между двумя поворотами — от этого название С.
     В разных системах стихосложения неодинаковы основы, образующие С, различны и их типы. Наименьшая С.— двустишие. Крупные С. членятся внутри или вовсе не воспринимаются на слух. В русской поэзии XIX — XX веков преобладает С. из четырех стихов (катрен), гораздо реже из пяти или шести стихов.
     В рифмованном стихе схема рифм образует один из важнейших каркасов С. Каждая из восьми С. стихотворения А. Пушкина «Брожу ль я вдоль улиц шумных...» имеет свои две пары рифмующихся строк, но все они строго повторяют одну и ту же норму чередования жмжм (женская рифма — в нечетных строках, мужская — в четных). Все С. стихотворного романа «Евгений Онегин», по четырнадцати стихов в каждой, соблюдают одну и ту же схему рифм. В С. из четырех стихов при двух рифмах возможны три схемы размещения рифм: абаб (перекрестная), абба (опоясанная), аабб (смежная).
     Некоторые формы С. получили особые названия: терцины, октава, онегинская С. и мн. др. В. Н.
     СТРОФИКА -
     1. Раздел науки о стихе, изучающий закономерности соединения стихов в строфы, виды строф и их историю (см. Строфа).
     2. Совокупность видов строф у одного поэта или в поэзии определенного периода или даже всей поэзии на данном языке (С. французской поэзии). В. И.