board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь


    Проект "ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ШЕДЕВРОВ И ИСКУССТВО ЛИТЕРАТУРНЫХ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА".

    Авторы: Аванесова Маргарита, Баранова Любовь, Федорова Ксения.


Содержание работы:

Введение.
Часть 1.
Концептуальные признаки постмодернизма как литературного направления.
Часть 2.
Шахматный роман. Фламандская доска.
Часть 3.
Роман головоломок. Код да Винчи.
Часть 4.
Роман о вечности. Баундолино
Заключение.
Библиография

Введение.
     Интерес к гуманитарным наукам возрос в XX веке - в веке открытий, интересных археологических раскопок, научных достижений. В последние десятилетия появилось множество зарубежной литературы, посвященной загадкам прошлого, порой даже сфальсифицированными.
     Авторы таких романов становятся очень востребованными, романы – бестселлерами, по которым снимаются фильмы. Известные учёные, искусствоведы вынуждены серьёзно обсуждать в средствах массовой информации то, что зачастую является искусственным, надуманным, но столь вожделенным для массового потребителя.
     Интерес заставляет людей стремиться разгадать эти тайны. Однако остается непонятным одно - зачем все эти старания и искания? Возможно, для удовлетворения личных интеллектуальных амбиций ? Или для того, чтобы подогнать реальные исторические события под ту или иную, удобную на данный момент идеологическую концепцию?
     Нам стало интересно, как человек сегодня может отыскать тот Роман, который не был бы органичной составляющей моря беллетристики, столь активно пропагандируемой киноиндустрией и средствами массовой информации, и особенно среди той части, которая так бойко и ловко маскируется под интеллектуальный роман.
     Поэтому цель нашей работы - основываясь на читательском интересе, всё-таки попытаться разграничить романы интеллектуальные и те, которые направлены, прежде всего, на развлечение читательской аудитории, которые не стоит рассматривать как серьёзный поиск истины.
     Для достижения этой цели мы провели социологический опрос как среди учащихся старших классов и студентов, так и среди учителей и родителей. По результатам этого опроса мы выделили наиболее популярные из современных зарубежных бестселлеров: роман «Код Да Винчи» Дэна Брауна, «Фламандская доска» Артуро Перес-Реверто и, наконец, «Имя розы» и «Баудолино» Умберто Эко.

     Вот так распределились проценты предпочтения выбора респондентов:

shed1.JPG

Чем же объединены такие романы, как «Код Да Винчи», «Фламандская доска» и «Баудолино»?
     Прежде всего, внешней принадлежностью к постмодернизму.

Часть 1.


     Концептуальные признаки постмодернизма как литературного направления.
     Говоря о литературе конца XX – начала XXI века, нельзя не сказать об одном из самых сложных и интересных явлениях этого времени - о постмодернизме.
     Постмодернизм особо актуален в западном литературном мире. Такое впечатление, что к нему прибегают, когда хотят что-то похвалить, когда речь идет о чем-то модном, популярном. Сначала этот термин применяли к писателям последних десятилетий, затем стали потихоньку распространять и на начало XX века, и на XIX век и если так пойдет дальше, то скоро Гомер окажется первым постмодернистом. Поэтому Умберто Эко, один из главных теоретиков этого направления, убежден, что постмодернизм – «это не фиксированное хронологически явление, а некое духовное состояние…». Как же написать роман и нон-конформистский, и достаточно проблемный и занимательный? Этой проблемой и занимаются писатели постмодернисты.
     Человечество не может существовать без своего прошлого, без истории. Поэтому историзм – один из ведущих принципов постмодернизма, однако если писатель в погоне за увлекательностью сюжета фальсифицирует события, подстраивает их под сюжет, он уничтожает прошлое. Но уничтожение прошлого – это уничтожение самого себя, и раз уж это невозможно, они предлагают его переосмыслить иронично, без ненависти. Ирония у постмодернистов – это игра, игра, в которой можно участвовать, не воспринимая ее серьезно или же не понимая вообще. В этом, по мнению Умберто Эко «отличительное свойство иронического творчества». Роман можно читать как детектив, как фантазию, как пересказ сна, даже не подозревая о том, что это серьезное повествование о человеческих судьбах, серьезных исторических процессах, психологических моделях существования общества. Постмодернисты не ставят своей целью завоевать узкий круг избранных интеллектуалов, они пытаются подняться над прозой как элитарной, так и массовой. Как часто бывает с хорошим кино: когда после просмотра ты понимаешь, что что-то проглядел, но фильм должен быть очень интересен и ярок для того, чтобы захотелось посмотреть его снова. Постмодернизм очень популярен сегодня, и на страницах критических работ авторы уже делят лавры, решая, кто же из них постмодернист, а кто не вполне. А проще сказать, все дело в том, что они пытаются разбить стену, отделяющую искусство от развлечений. И как сказал Умберто Эко: «Если мы не можем овладеть снами людей, то, может быть, нам удастся насытить их наваждениями».
     Все три романа также объединены и общностью действий - игрой.
     Это может быть игра героев друг с другом или игра автора, но так или иначе, эта игра увлекает нас, держит нас в напряжении до тех пор, пока мы не перевернём последнюю страницу книги. Игра в данном случае служит катализатором к увлекательному чтению книг, она пробуждает интерес к прочитанному.
     Каждый читатель выбирает из романов для себя то, что ему ближе или просто получает удовольствие.
     «Фламандская доска» - это роман-игра, игра автора с читателем и игра героев друг с другом. Игра в шахматы, за которой скрывается нечто больше, чем просто игра, скрывается тайна.
     Бестселлер Дэна Брауна “Код Да Винчи”, в котором роль таинственных хранителей Святого Грааля принадлежит тамплиерам, хранит в себе тайны, воссоздавая картины исторических сражений и событий, с исполнением давно забытых тайных ритуалов, мы делим всю историю существования этих легендарных воинов на реальные, исторически подтвержденные факты и вымысел.
     «Баудолино» - интеллектуальный роман, это живой захватывающий роман с элементами детектива. Умберто Эко в своем романе говорит о возникновении реликвий в Средневековье.

Часть 2.

     Шахматный роман. Фламандская доска.
     Нашу работу мы начали с исследования романа Артуро Переса Реверте «Фламандская доска»
     Детективы испанского писателя Артуро Переса Реверте сверхпопулярны во всем мире, почти все экранизированы. Издательская аннотация представляет писателя как человека, живущего отнюдь не только в мире книг, но и хорошо знающего современную реальность. Писатель начинал трудовую деятельность матросом на нефтетанкере, был газетным репортером и тележурналистом, специалистом по горячим точкам. В последние годы его книги изданы и у нас. В настоящее время большую популярность получил роман Артуро Перес-Реверте «Фламандская доска» («La tabla de Flandes»). «Фламандская доска» - это детективная интрига, разворачивающаяся под солнечным небом Испании. Это псевдоинтеллектуальный детектив в духе Агаты Кристи и Жоржа Сименона, неспешно рассказывающий историю цепи убийств, образовавшейся вокруг реставрации группового портрета кисти фламандского живописца XV в. и возникшего в ее ходе исторического расследования загадочной надписи на латыни, выявленной главной героиней романа, молодым талантливым художником-реставратором. Кроме сказанного, "Фламандскую доску" можно назвать и культурологическим романом, повествующим о художниках эпохи Возрождения и персонажах их картин. И конечно, это текст, построенный вокруг элегантного шахматного этюда, самостоятельное решение которого придает чтению особую привлекательность.
     За всю свою историю человечество придумало множество разнообразных логических игр, но, пожалуй, не одна из них не пользуется такой популярностью как шахматы. Шахматы одно из самых древних развлечений человечества. Но в отличие от различных спортивных игр (таких, например, как игра с мячом, в той или иной форме присутствующая в самых различных культурах), шахматы требуют приложения исключительно умственных, нежели физических, сил. Может быть, во многом благодаря этому, в средневековой Европе шахматы считались среди высшей аристократии весьма утонченным развлечением. Сейчас другие времена. Сложно найти человека, который бы никогда в своей жизни не слышал об этой вечной игре, вероятно, поэтому автор использовал шахматы, чтобы «поймать на крючок» читателя как с истинными интеллектуальными запросами, так и того, кто мнит себя таковым: массовый читатель получил детектив с убийцей-гомосексуалистом, а интеллектуал – расследование, привязанное к шахматной партии, разыгранной героями живописного полотна XV века, которое автор так и не доводит до конца, оставляя читателя разочарованным.
     Шахматы – интеллектуальная игра. Эта тема затрагивается в литературе и даже в музыке. Роман «Фламандская доска» Артуро Переса Реверте можно назвать шахматным детективом. Нельзя также не упомянуть неоднократно встречающиеся эпиграфы Набокова, выбираемые автором, к главам романа. Ключ к пониманию романа «Защита Лужина» Владимира Набокова - в форме его увлечения шахматами. Набоков был способным шахматистом, но каково его "шахматное творчество"? Лучшие партии, сыгранные турниры? Их нет. Набоков составлял шахматные задачи - позиции, интересные с точки зрения расчёта и фантазии, но никогда не встречающиеся в реальной шахматной партии.
     Основная интрига романа строится вокруг шахмат, точнее вокруг шахматной загадки. Восстанавливая одну из картин фламандского мастера XV века, реставратор обнаруживает скрытый вопрос «Кто убил рыцаря?». Картина оказывается загадкой, хранящей секрет убийства, произошедшего пять столетий назад. Ответ на обнаруженный вопрос скрывает шахматная партия, изображенная художником на картине. Бесполезно читать этот роман, сидя за шахматной доской, пытаясь найти ответ самостоятельно, а нужно следовать за фантазией автора, приходя к разгадке последовательно, шаг за шагом, вместе с героями романа.
     Писать детектив, вся интрига которого строится на какой-то игре (пусть и такой популярной как шахматы), весьма рискованное занятие. Тем не менее, Перес Реверте рискнул. Не знаем, будет ли этот роман интересен любителям шахмат и заинтересует ли их задача, предложенная автором, за которой к тому же скрывается столь изысканная историческая тайна.
     Сейчас можно встретить не так уж и много авторов, которым удается сочетать интересные задумки с блестящей реализацией. Перес Реверте как раз из их числа. Все романы Переса Реверте (и «Фламандская доска» не является здесь исключением) – это, прежде всего, захватывающий сюжет и ярко прописанные персонажи, которым не трудно сопереживать. Однако Перес Реверте теряет первоначальную интригу романа. Остаётся лишь детективная линия.
     Играют, изображённые на картине средневековые герои, чья драма скрыта художником в шахматных фигурах. Играют герои романа, реконструируя шахматную партию, чтобы найти убийцу в прошлом. И играет убийца по своим, известным только ему одному, правилам.
     Но самый главный игрок – это автор. Он интригует нас сразу: увлекательным миром людей искусства, обаятельными и интересными героями, тайной надписью на картине. Он погружает нас в атмосферу шахматной игры, заставляя следить за ходами, анализируя плюсы и минусы каждого, и зная, что за каждой фигурой стоит реальный персонаж. И, наконец, всевозможные таблицы и схемы, которые ещё больше запутывают читателя. Когда же наступает развязка, то читатель с удивлением обнаруживает, что с самого начала догадывался кто убийца, и на протяжении всего романа задавал себе один единственный вопрос: каким же образом могла состояться игра, если один из участников не знал о ходах другого? Просто автор красиво увёл нас в сторону. Но в финале, всё равно, читатель испытывает разочарование: хотелось, чтобы картинка сложилась как в мозаичном полотне, всё стало на свои места, но этого так и не происходит.

Часть3.

     Роман головоломок. Код Да Винчи.
     Несмотря на большой круг читателей «Фламандской доски», всё же большей популярностью по данным социологического опроса пользуется роман Дэна Брауна «Код да Винчи». В значительной степени благодаря киноверсии и скрытому PR, выразившемуся в серии скандалов, за которыми последовали комментарии религиозных деятелей, историков и культурологов. В книжном магазине роман никогда не стоит на полке один, он окружен целым шлейфом сопроводительной литературы.
     Дэн Браун родился в 1965 году в Нью-Гэмпшире (США), отец его был профессором математики, а мать - профессиональным музыкантом. Он окончил академию Филипс-Экзетер и Амхэрст-колледж, затем отправился в Калифорнию, где начал свою карьеру как автор песен, музыкант и исполнитель, выпустил несколько компакт-дисков со своими записями. В 1993 году Дэн Браун вернулся в Нью-Гэмпшир и стал преподавать английский язык в Амхэрст-колледже. В 1995 году совместно с женой опубликовал книгу “187 мужчин, от которых следует держаться подальше: путеводитель для романтически фрустрированных женщин”. В 1998 году писатель, которого всегда интересовали философия, история религии, криптография и тайные организации, опубликовал свой первый роман-триллер - “Цифровая крепость”. Дальнейшие его произведения также создавались на “стыке жанров”: в 2000 году свет увидел конспирологический детектив “Ангелы и демоны”, а в 2001 году вышел триллер “Точка решения” (”Deception Point”). В 2003 году приключения профессора Роберта Лэнгдона из “Ангелов и демонов” были продолжены романом “Код да Винчи” - в первый же день после публикации он был продан в количестве 6 тысяч экземпляров. Писатель также занимается журналистикой, регулярно публикуется в журналах “Newsweek”, “TIME”, “Forbes”, “People”, GQ, “The New Yorker”, выступает в популярных различных радио- и телепрограммах.
     В России роман «Код Да Винчи» появился в 2004 году. Популярность этого романа в большей степени зависела от его насыщенности мистификацией и от грамотного PR, о котором говорилось выше.
     Роберта Лэнгдона, прославленного профессора в области символистики, приглашают в Лувр, где был убит куратор музея. Но перед смертью ему удалось оставить целый ряд символов и загадок. Подвергая свою жизнь смертельной опасности, Лэнгдон при помощи Софи Неве, криптолога полиции, обнаруживает серию потрясающих головоломок, спрятанных в работах Леонардо Да Винчи, которые указывают на существование секретного общества, оберегающего древнюю тайну, возраст которой уже 2000 лет. Герои отправляются в Париж, Лондон и Шотландию на захватывающие поиски разгадки таинственного кода.
     Интрига романа построена на основе сюжетов картин Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна в гроте» и истории их написания. Особая роль отводится картине «Тайная вечеря».
     Леонардо да Винчи (1452-1519) - незаконный сын нотариуса Пьера Винчи и молодой крестьянки Катарины - родился 15 апреля 1452 г. в городе Винчи, близ Флоренции, воспитывался в доме отца и вместе с ним переселился в 1469 г. (а может быть, еще в 1466) во Флоренцию.
     Леонардо да Винчи. Великий, загадочный. Такой далекий и такой современный. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно. Впервые его имя встречается в книге корпорации флорентинских художников от 1472 г. В 1469-1476 гг. работал в боттеге Верроккио, в 1480 г. упоминается как имеющий собственную мастерскую. Первые свидетельства о самостоятельных работах: заказ на алтарный образ для капеллы св. Бернарда во дворце Синьории (1478; выполнен не был) и договор на "Поклонение волхвов" для монастыря Сан Донато а Скопето (1481; работа осталась незаконченной). В 1482-1499 гг. живет в Милане, где состоит на службе у герцога Лодовико Моро в качестве военного инженера, архитектора, скульптора и живописца. В 1503-1506 гг. во Флоренции работает над стенной росписью в зале Большого совета дворца Синьории ("Битва при Ангиари"), в 1506 г. возвращается в Милан на службу к французскому наместнику Шарлю д'Амбуаз, где живет до 1513 г. (с перерывом для поездки во Флоренцию в 1507 г.). С конца 1513 г. живет в Риме, откуда в 1516 г. был приглашен королем Франциском I во Францию на должность первого живописца, архитектора и механика короля. Умер в замке Клу 2 мая 1519 г., завещав рукописное наследство ученику Франческо Мельци, сопровождавшему его во Францию.
     Да Винчи - итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо Винчи создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам. Его личность выходила за пределы сво¬его времени, поднималась над ним. Творчество Леонардо да Винчи неисчерпаемо. О масштабе и уникаль¬ности его дарования позволяют су¬дить рисунки мастера, занимающие в истории мирового искусства одно из почётных мест. С рисунками Ле¬онардо да Винчи, зарисовками, на¬бросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвя¬щённые точным наукам, но и рабо¬ты по теории искусства. В знамени¬том «Трактате о живописи» (1498 г.) и других его записях большое вни¬мание уделено изучению человече¬ского тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоцио¬нальным состоянием человека. Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические иссле¬дования, уникальность его личности прошли через всю историю миро¬вой культуры, оказали на неё огром¬ное влияние.
     «Тайная вечеря» — фреска, выполненная на стене трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Еще в эпоху самого Леонардо она считалась его самой лучшей и знаменитой работой. Фреска была создана между 1495 и 1497 годами, но уже в течение первых двадцати лет своего существования, как явствует из письменных свидетельств тех лет, начала портиться. Ее размеры — приблизительно 15 на 29 футов. Фреска была написана толстым слоем яичной темперы на сухой штукатурке. Под главным слоем краски находится грубый композиционный набросок, этюд, начертанный красным, в манере, предваряющей обычное использование картона. Это своего рода подготовительный инструмент.
     Известно, что заказчиком картины был миланский герцог Лодовико Сфорца, при дворе которого Леонардо снискал славу великого живописца, а вовсе не монахи монастыря Санта-Мария делла Грацие. Тема картины — момент, когда Иисус Христос объявляет своим ученикам, что один из них предаст его. Об этом пишет в третьей главе своей книги «Божественная пропорция» Пачоли. Именно этот миг — когда Христос объявляет о предательстве — и запечатлел Леонардо да Винчи. Чтобы добиться точности и жизнеподобия, он изучал позы и выражения лиц многих своих современников, которых позднее изобразил на картине.
     В основе сюжетной интриги книги - тайные религиозные общества (тамплиеры, Приорат Сиона, «Опус Деи»), священные реликвии типа Грааля, загадочные убийства и абсолютно невероятное предположение, что Христос мог жениться на Марии Магдалине и даже оставить после себя потомство на земле, а церковь, мол, этот факт тщательно скрывает. По сюжету Леонардо Да Винчи был членом Приората Сиона и в своей картине «Тайная вечеря» по правую руку от Иисуса (для зрителя — слева) он изобразил не апостола Иоанна, а Марию Магдалину. Если предположить, что это так, тогда где же Иоанн – любимый ученик Иисуса?
     Собственно, именно это предположение и вызвало скандал – Ватикан призвал бойкотировать и книгу, и фильм. "Если бы подобные кощунственные вещи были сказаны про Коран, это вызвало бы восстание в мусульманском мире. Я думаю, что христианам нужно быть более чувствительными ко лжи и клевете", – заявил секретарь Конгрегации по вероучению архиепископ Анджело Амато. В некоторых городах Европы верующие собирались выйти на митинги протеста.
     Согласно книге Брауна, цель поисков средневековых рыцарей и мистиков – Священный Грааль. «Святая кровь...» была издана в 1982 году, но особого ажиотажа не вызвала. Гипотеза о том, что якобы Грааль - это символическое потомство Христа, которое в 6 веке соединилось с королевской династией Меровингов и прослеживает себя через тайную организацию Сионский приорат, бывшую вначале внутренним кругом тамплиеров - так вот, эта гипотеза в книге обосновывается ссылками на несуществующие либо "возникшие ниоткуда" документы, которых никто не видел, натянутые допущения вроде того, что "если Иисус был учитель, раввин, стало быть он вроде бы как должен был иметь детей", а также прямыми передергиваниями, когда например раскопки тамплиерами в "конюшнях царя Соломона", о которых нет никаких документальных свидетельств, представляются как установленный факт.
     В исторической среде эту "теорию", всерьез не принимают. На самом деле, это была со стороны автора удачная мистификация.
     Следует отметить, что тамплие?ры (франц. templiers, от temple — храм),- это члены католического духовно-рыцарского ордена, основанного в Иерусалиме около 1118 или 1119. Распространились во многих европейских государствах. Занимались торговлей, ростовщичеством (в XIII в. крупнейшие в Западной Европе банкиры). В конце XIII в. обосновались в основном во Франции. Под давлением французского короля Филиппа Красивого против тамплиеров был начат инквизиционный процесс, а в 1312 папа Климент V упразднил орден.
     Дэн Браун использует в своем романе популярные сюжеты, темы и эксплуатирует их, но поиска истины здесь нет. Автор часто делает отступления к довольно занимательным историческим справкам, хорошо вписывающимися в сюжет, речь в которых идет о тайнах Церкви, личной прелатуре Ватикана, известной как “Опус Деи”. Также имеется компрометирующая информация, опровергающая частичное содержание Библии, за что Ватикан и Русская Православная церковь выступили с резкой критикой в адрес романа. Кстати, позже вышла книга «Взламывая Код Да Винчи», раскрывающая, что в оригинале правда, а что – вымысел.
     Особое внимание вызывает метод создания текста. Читая текст, ловишь себя на желании обратиться к тем культурным артефактам, на которые ссылается Браун, хотя бы для того, чтобы проверить его соображения. Получается, что особо не научный, достаточно несложный художественный текст вызывает действительный интерес к культуре. Фактически метод заключается в том, что путь понимания чего-то или кого-то (в случае с Брауном - понимание того, что на самом деле делал Леонардо да Винчи) оборачивается в художественную форму и, видимо, непосредственно задает сюжет произведения. Явно важным для обсуждаемого метода является формирование актуальности повествования, или другими словами привязывание содержания рассуждений к сегодняшнему дню.
     Таким образом, мы можем сделать вывод, что в «Коде Да Винчи» есть детектив, внешние законы постмодернизма, но главного в нем нет: поиска истины. Такие романы как «Фламандская доска» и «Код да Винчи» ориентированы на массовое сознание читателей, которое формируется в том числе по законам рынка. Эти романы не являются интеллектуальной литературой. Их цель привлечь аудиторию. Динамичность сюжета романа явно выдает автора-американца, выросшего на традициях американского кинотриллера. Быстрая череда сменяющихся сюжетов с четко обставленными бутафорными декорациями напоминает раскадровку фильма, сложенную талантом ловкого монтажера.
     Взяв за основу историю рождения христианской цивилизации (собственно, в которой мы и живем), автор, которому не откажешь в смелости (или глупости) пытается перевернуть все с ног на голову. Уничтожая историю, человек уничтожает самого себя. Как жаль, что Брауну той самой иронии, свойственной писателям-постмодернистам, которая, возможно, могла бы превратить роман в некую интеллектуальную головоломку. Куда там! Даже главный герой, которому автор всеми силами пытается придать образ ученого, к тому же ученого, способного на смелые интеллектуальные прорывы, только и делает, что бесконечно отгадывает ребусы. Назовем ли мы интеллектуальной мышь, которая безошибочным образом находит выход из лабиринта?
     Главные принципы постмодернизма сформулировал итальянский писатель Умберто Эко, который в отличие от романов Дэна Брауна и Переса Реверте, которых объединяет загадки живописи, искусства говорит нам о реликвиях, святых вещах.

Часть 4.

     Роман о вечности. Баундолино.
     Начиная разговор о творчестве Умберто Эко в целом, нельзя не отметить, что Имя Умберто Эко - одно из самых популярных в современной культуре
     Западной Европы. Семиотик, эстетик, историк средневековой литературы, критик, профессор Болонского университета и почетный доктор многих университетов Европы и Америки, автор десятков книг, число которых он ежегодно увеличивает со скоростью, поражающей воображение,
     Умберто Эко - один из самых бурлящих кратеров вулкана современной интеллектуальной жизни Италии. То, что он в 1980 году круто переменил русло и вместо привычного облика академического ученого, эрудита и критика явился перед публикой как автор сенсационного романа «», сразу получившего международную известность, увенчанного литературными премиями и послужившего основой также сенсационной экранизации, показалось ряду критиков неожиданным.
     Много сделал ученый для осмысления таких явлений, как постмодернизм и массовая культура. Постмодернизм, согласно Эко, не столько явление, имеющее строго фиксированные хронологические рамки, а, скорее, определенное духовное состояние, особого рода игра, участие в которой возможно и в том случае, если участник не воспринимает постмодернистскую иронию, интерпретируя предложенный текст сугубо серьезно. Для массовой культуры характерны определенные предустановленные схемы, в противоположность модернистской практике, делающей установку на новаторство и новизну. По мнению Эко, высокая и массовая эстетики в постмодернизме сближаются.
     Одна из острейших проблем, по мнению Эко,— изменение наших взаимоотношений с культурным наследием, которое в эпоху постмодернизма все более замещается цитатами, подделкой, ничем. Благодаря же индустрии тиражирования (особенно развитой в США), человек второй половины XX века живет уже в особом мире сплошной подделки. Этой сложной и тревожной теме постмодернистского клича и замены подлинного посвящен сборник эссе «Вера в подделки», в англоязычных странах вышедший под заглавием «Путешествия в гиперреальности» (1986).
     Эко поднимает вопрос об ответственности каждого перед временем. Не случайно, например, эссе о Средних веках Эко заканчивает словами о «моральном и культурном долге». Спрашивает, чем заняты мы, обращаясь к истории,— «просто более или менее достойным времяпрепровождением, интересуемся ли коренными вопросами или же, сами того не подозревая, поддерживаем очередной реакционный заговор»?
     Деятельность Эко удивительна и вместе с тем характерна для сегодняшнего времени выработки новых стратегий познания, культуры, связанных с еще существующими человеческими ценностями. Времени соревнования идей, когда лучше не опаздывать и ничего не пропускать, иначе можно оказаться вместе со своим обществом в мясорубке очередных обстоятельств. Мы все участвуем в истории - как убийцы? или как люди, способные думать и отыскивать выход?
     Интеллектуальный роман Умберто Эко «Баудолино» пронизан, как и все его остальные произведения, загадкой, увлекательностью и фантастичностью. Крестьянский мальчик становится приемным сыном Фридриха Барбароссы, он инициатор Крестовых походов, основатель Александрии, вдохновитель поисков Грааля, первооткрыватель Туринской плащаницы, путешественник в царство Пресвитера Иоанна – странствует и изменяется, всегда лжет, духовно умирает, духовно возрождается, чтобы востребовать простого и скромного человеческого счастья, а затем наконец обрести право исчезнуть.
     Грандиозной ложью всей своей жизни Баудолино доказал, что лжи исторической на свете в принципе не существует, потому что история –это не то, что было, а то, что рассказывается и тем самым создает для развития человеческого общества опору и прецедент.
     Сам Умберто Эко говорит о Баудолино: «Баудолино - один из великих лгунов истории, из тех, которые потом становятся утопистами, потому что они, подобно поэтам, возвещают ту ложь, которая необходима для всех. В «Баудолино» история предстает как продукт здорового и востребованного вымысла. Обнаруживается, что Баудолино практически фальсифицировал половину книжного наследия Запада и что это он - истинный автор переписки Абеляра и Элоизы и он - создатель библиотеки Св. Виктора в романе Франсуа Рабле. Мир приспособился к фантазиям Баудолино…»
     В образе Баудолино, якобы способного изменить ход мировой истории, олицетворена та логика, которой следовали многие исторические личности.

Заключение.


     В своем исследовании мы ставили перед собой цель выделить среди популярных сегодня произведений романы интеллектуальные и романы развлекательные. Несмотря на некое сходство, разница между ними огромна. Разворачиваясь как исторический приключенческий детектив, романы «Фламандская доска» Перес-Реверте и «Код да Винчи» Брауна оставляют умного читателя голодным и разочарованным.
     В отличие от них книги Умберто Эко или отвергаются сразу или читаются и перечитываются. Ощущение того, что ты чего-то упустил или не понял заставляет читателя вновь и вновь возвращаться не только к роману, но и к событиям, в них описываемым. Интеллектуальный роман никогда не дает ответов на вопросы, скорее, задает их, заставляя читателя стремиться к новым знаниям, думать, сравнивать, анализировать и вновь возвращаться к тексту. Это один из прекраснейших способов познания мира. «У правосудия Божия в распоряжении много столетий», - сказал один из героев романа Умберто Эко «имя розы». У нас, людей, нет этой вечности, но у нас есть вечная жажда познания, и такие романы не дают нам потратить это время зря.

Библиография.


     У. Эко Имя розы, М., 1984г.
     У. Эко Баундолино, М., 2005г.
     У.Эко Постмодернизм, ирония, занимательность, М., 2005г.
     У.Эко Сотворить читателя, М., 2005г.
     У.Эко Исторический роман, М., 2005г.
     У.Эко Метафизика детектива, М., 2005г.
     Д.Браун Код да Винчи, М., 2005г
     А.Перес-Реверте Фламандская доска, М., 2004г.
     А.Долинин Первые романы («Защита Лужина), М., 1999г.

Hosted by uCoz