1. Познакомьтесь с фактами биографии Ахматовой, воспоминаниями о ней современников, портретами поэтессы. Какой представляется вам личность Ахматовой?
   2. Каким виделся внутренний облик Ахматовой ее знаменитым современникам, поэтам Н. С. Гумилеву, А. А. Блоку, Ф. К. Сологубу, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернаку, О. Э. Мандельштаму? Чей стихотворный портрет поэтессы показался вам особенно выразительным, совпадающим с вашим представлением о личности Ахматовой?
   3. Какие факты биографии Ахматовой связаны с Петербургом ? Ленинградом? Какую связь можно наметить между образом Петербурга в ранней лирике Ахматовой и образом Ленинграда в ее поздних произведениях?
   4. Какое место в творчестве Ахматовой занимает пушкинская тема? Какие моменты биографии и страницы творчества Пушкина нашли отражение в ее поэзии и прозе?
   5. Какие трагические события русской истории многое изменили в судьбе и характере лирического переживания ахматовской героини, определили значительное расширение диапазона ахматовской лирики?
   6. В статье А. А. Блока “Без божества, без вдохновенья” (Цех акмеистов)” (1921) высказывается сомнение по поводу принадлежности Ахматовой акмеизму, который оценивался автором статьи как течение в поэзии весьма невысоко: “Настоящим исключением среди них была одна Анна Ахматова; не знаю, считала ли она сама себя “акмеисткой”; во всяком случае, “расцвета физических и духовных сил” в ее усталой, болезненной, женской и самоуглубленной манере положительно нельзя было найти”. Что сближает поэзию Ахматовой с поэзией акмеизма? Какие стороны творчества поэтессы и особенности ее художественного мира позволяют говорить о небесспорности распространенного взгляда на Ахматову как яркого представителя поэзии акмеизма?
   7. В докладе писателя А. А. Фадеева “О традициях славянской литературы”, прочитанном в Праге в 1946 г., говорится: “Что касается Ахматовой, то ее поэзию можно назвать последним наследством декадентства, оставшимся у нас. Стихи ее полны пессимизма, упадка… Мы не можем мириться с тем, чтобы на страницах нашей же печати развращали нашу молодежь люди, глубоко чуждые великому духу нашего народного строя и народной культуры!” Насколько справедливо утверждение Фадеева о том, что Ахматова представляет литературу русского декаданса? Какие традиции народной поэзии развивает Ахматова в своем творчестве?
   8. Как складывалась творческая биография Ахматовой в советское время? Каковы были взаимоотношения поэтессы с эмигрантской литературной средой и с советской поэзией?
   9. Составьте план-проспект сборника лирических стихотворений Ахматовой. Подберите название. Напишите небольшую вступительную статью (предисловие) к этому сборнику.
   10. Напишите рецензию на подготовленный одноклассниками план-проспект сборника лирических стихотворений Ахматовой.
Лирика
   1. Какие темы, образы, конфликты привлекают внимание Ахматовой в ранний период творчества (сборники “Вечер”, “Четки”)? Как менялись тематика, настроения, ритмика в более поздних произведениях поэтессы?
   2. Какие женские образы представлены в ахматовской лирике? В чем смысл скрытой полемики Ахматовой с символизмом, предлагавшим романтически идеальные и условные женские образы (блоковская Прекрасная Дама)?
   3. По словам А. Т. Твардовского, ахматовская поэзия соответствует уровню “высших достижений культуры русского стиха… и по видимости как бы только традиционна”. Каково соотношение классической традиции и художественных исканий XX века в поэзии Ахматовой?
   4. Каким предстает в лирических произведениях Ахматовой образ Петербурга? Какие пушкинские традиции в изображении северной столицы нашли свое развитие в ахматовской поэзии?
   5. Какие фольклорные образы и мотивы нашли отражение в лирике Ахматовой? Какие фольклорно-песенные приемы используются в стихотворениях “Муж хлестал меня узорчатым…”, “Песенка” (“Я на солнечном восходе…”), “Песенки”?
   6. В чем, на ваш взгляд, основной секрет особенной популярности ахматовской любовной лирики?
   7. Известный литературовед В. М. Жирмунский писал о стихотворении “Сероглазый король”, что это “новелла в извлечении, изображенная в самый острый момент своего развития, в ситуации, раскрывающей драматический конфликт и освещающей образы лирических героев и их взаимные отношения, но только в той мере, в какой это нужно для художественной цели автора”. Покажите на конкретных примерах, какую роль в ахматовской поэзии играет повествовательный элемент и как это отразилось на особенностях поэтического языка Ахматовой.
   8. В чем своеобразие поэтического языка стихотворения “Смятение”? Отметьте логические “сбои”, неожиданные переходы, паузы, необычный выбор союзов, знаков препинания в этом стихотворении. Чем они могут быть объяснены?
   9. Приведите примеры использования Ахматовой дольника. Почему именно этот стихотворный размер предпочитает поэтесса?
   10. Как решается вопрос о назначении поэта в ранней и поздней лирике Ахматовой? Какой предстает ахматовская муза в стихотворениях “Музе”, “Муза ушла по дороге…” и “Муза” (“Когда я ночью жду ее прихода…”)? О каких “тайнах ремесла” идет речь в одноименном цикле?
   11. Какое место в поэзии Ахматовой занимает патриотическая тема? Какие приемы создания образа России, русской земли использует поэтесса в стихотворениях “Я пришла сюда, бездельница…”, “Июль 1914”, “Молитва”, “Мне голос был. Он звал утешно…”, “Не с теми я, кто бросил землю…”, “Прошло пять лет ? и залечила раны…”, “Родная земля” и др.?
   12. Сопоставьте стихотворения “Июль 1914” и “Мужество” (трактовка военной темы, характер лирического переживания, образная система).
   13. Какую роль в лирике Ахматовой играет прием реминисценции? С какой целью поэтесса постоянно обращается к вечным сюжетам из мифологии, фольклора, классической литературы?
   14. Какие библейские образы, реминисценции нашли отражение в ахматовской лирике?
“Реквием”
   1. Какова историческая основа поэмы “Реквием”? В чем смысл ее названия?
   2. Как соотносятся в поэме “Реквием” трагизм личной судьбы героини и трагизм эпохи?
   3. В чем своеобразие жанра и композиции поэмы “Реквием”? Какую роль играют в ней эпиграф, “Посвящение” и “Эпилог”?
   4. Какое отражение в поэме нашли христианская традиция и трагическое мировосприятие Ахматовой?
   5. Как показана в поэме “Реквием” связь времен? Какие сравнения, цитаты, реминисценции возвращают нас к другим трагическим событиям русской истории?
   6. Какие строки поэмы “Реквием” более всего напомнили вам раннюю Ахматову?
“Поэма без героя”
   1. Познакомьтесь с историей создания “Поэмы без героя”. Сама Ахматова в одном из писем утверждала: “Тем же, кто не знает некоторые “петербургские обстоятельства”, поэма будет непонятна и неинтересна”. О каких “петербургских обстоятельствах” идет речь? Какие реальные события и лица стали поводом для лирических раздумий героини поэмы?
   2. В чем своеобразие замысла “Поэмы без героя”, ее жанра и композиции?
   3. Как связываются в поэме разные эпохи, события 1913 (история отношений актрисы Ольги Глебовой-Судейкиной, юнкера Всеволода Князева и поэта Михаила Кузмина) и 1941-1942 годов (блокадный Ленинград)?
   4. Каким предстает “серебряный век” в “Поэме без героя”? Какие строки поэмы, на ваш взгляд, особенно ярко характеризуют “серебряный век”?
   5. Как вы объясните смысл названия “Поэмы без героя”? Как решается в поэме проблема героя? Какой образ в поэме может рассматриваться как явный антигерой?
   6. О каких произведениях литературы “серебряного века” напоминают отдельные фрагменты и строки “Поэмы без героя”? Найдите в тексте поэмы цитаты, реминисценции из поэзии А. А. Блока, Ф. К. Сологуба, М. А. Кузмина, В. Хлебникова, раннего творчества самой Ахматовой.
   7. Чем можно объяснить стремление поздней Ахматовой (предельно искренней и открытой в своих ранних стихах) к недосказанности, мистификации, намеренной зашифровке и “двойственности” образов, ее обращение к характерным для поэзии русского символизма образам маскарада, карнавала, теней, призраков?
   8. Современный исследователь Р. Д. Тименчик важнейшими темами “Поэмы без героя” называет “познание” и “самопознание”. Какие фрагменты и образы в поэме подтверждают данное суждение? Как связаны с авторским замыслом “Поэмы без героя” цитаты из пушкинского романа “Евгений Онегин”?