1. Какой предстает личность Бальмонта в воспоминаниях его современников?
   2. Каким видится вам поэт на известных его портретах, написанных художниками М. А. Дурновым (1900), В. А. Серовым (1905), Л. О. Пастернаком (1913)?
   3. Познакомьтесь со статьей Бальмонта “Элементарные слова о символической поэзии” (1900), составьте ее тезисный план. О каких чертах поэзии символизма прежде всего идет речь в этой статье?
   4. Каково соотношение созерцательного, минорного и жизнеутверждающего, мажорного в творчестве Бальмонта?
   5. Какое место в творчестве Бальмонта занимает социальная проблематика?
   6. Поэт В. Я. Брюсов утверждал: “Из русских поэтов наибольшее впечатление произвели на Бальмонта ? Лермонтов и Фет”. Какие традиции лермонтовской и фетовской поэзии нашли отражение в лирике Бальмонта?
Лирика
   1. Какие темы, мотивы, образы и настроения преобладают в лирике Бальмонта?
   2. Как вы могли бы охарактеризовать лирического героя поэзии Бальмонта? В чем противоречивость его облика?
   3. В первом выпуске сборника “Русские символисты” (1894) его издатель В. Я. Брюсов охарактеризовал символизм как литературную школу, близкую импрессионизму: “Цель символизма ? рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение”. Покажите связь поэзии Бальмонта с искусством импрессионизма на примере одного-двух стихотворений.
   4. Что сближает поэзию Бальмонта с искусством декаданса? Что отличает? Насколько отчетливо проявляются в бальмонтовских стихотворениях такие черты декадентской поэзии, как трагическое мироощущение, пессимизм, подчеркнутый индивидуализм, утонченность, эпатаж публики?
   5. В чем необычность мироощущения лирического героя стихотворения “Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...”? Какую роль в этом стихотворении играет анафора? Можно ли говорить о влиянии философской концепции Ф. Ницше, его учения о сверхчеловеке, стоящем “по ту сторону добра и зла”, на творчество Бальмонта?
   6. Какой предстает русская природа в стихотворении “Безглагольность”? В чем своеобразие его ритмической организации и поэтического синтаксиса? С какой целью поэт широко использует в стихотворении отвлеченные существительные на “ость” и с отрицательной приставкой “без”, составные эпитеты?
   7. Какую роль в поэзии Бальмонта играет звук? Приведите примеры использования ассонанса и аллитерации в стихотворениях поэта?
   8. Бальмонт утверждал: “Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размерною речью”. Какие художественные приемы придают особую музыкальность таким стихотворениям поэта, как “Влага”, “Я ? изысканность русской медлительной речи...”, “Чары Феи”?
   9. В чем, на ваш взгляд, секрет необычайной популярности Бальмонта-лирика?
   10. Предложите собственную интерпретацию стихотворения Бальмонта “Влага” (или “Бог и Дьявол”). С какими трудностями вы столкнулись в процессе истолкования поэтического текста? Чем их можно объяснить?
   11. Как решается в бальмонтовской лирике вопрос о сущности и назначении поэзии? Приведите строки из стихотворений Бальмонта, которые могли бы послужить иллюстрацией к воззрениям сторонников элитарной концепции искусства?
   12. Каково, на ваш взгляд, соотношение откровенного эпатажа и утонченного эстетизма в стихотворении “Бог и Дьявол”?
   13. Каким предстает образ России в поздней лирике Бальмонта?
   14. Поэт И. Ф. Анненский в статье “Бальмонт-лирик” (1904) пишет: “Лексическое творчество Бальмонта проявилось в сфере элементов, наименее развитых в русском языке, а именно ее абстрактностей”. Проиллюстрируйте это суждение примерами из произведений Бальмонта.
   15. Какова роль метафоры в поэзии Бальмонта? Приведите примеры неожиданных, смелых метафор, используемых поэтом.
   16. Подготовьте план-проспект сборника избранных стихотворений Бальмонта. Напишите вступительную статью к этому сборнику.