1. В дневнике молодого Брюсова есть такая запись: “Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!” Как эта запись характеризует поэта? Какова судьба Брюсова как одного из вождей русского символизма?
   2. Какую роль в становлении Брюсова-поэта сыграло его знакомство с творчеством французских символистов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме? Охарактеризуйте деятельность Брюсова как переводчика.
   3. В лекции “Ключи тайн” (1903) Брюсов так формулирует свою эстетическую программу: “Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить самому себе свои темные, тайные чувствования. Где нет этого уяснения, нет художественного творчества. Где нет этой тайности в чувстве ? нет искусства. Для кого все в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником. Искусство только там, где дерзновенье за грань, где порывание за пределы познаваемого… Романтизм, реализм и символизм ? это три стадии в борьбе художников за свободу. Они свергли наконец цепи рабствования разным случайным целям. Ныне искусство наконец свободно.
Теперь оно сознательно предается своему высшему и единственному назначению: быть познанием мира, вне рассудочных форм, вне мышления по причинности”. Как вы определите отношение Брюсова к поэтической традиции?
   4. Какова роль “Я” в поэтических декларациях и художественном творчестве Брюсова?
   5. Какой вклад внес Брюсов в теорию и историю русского стиха?
   6. Какие изменения происходят в художественном мире позднего Брюсова (в советский период)?
Лирика
   1. Каково соотношение реального и идеального, действительности и мечты в ранней лирике Брюсова?
   2. В каких ранних стихотворениях Брюсова особенно отчетливо проявилось стремление поэта к погоне за внешними эффектами, эпатажу?
   3. Какую роль в поэзии Брюсова играют сны, грезы, фантазии лирического героя? Покажите на примере ранних стихотворений поэта “Творчество”, “Предчувствие”, “Видения” или др.
   4. Стихотворение Брюсова “Творчество” поэт В. Ф. Ходасевич назвал “верхом бессмыслицы”. Прокомментируйте эту оценку. Насколько она обоснованна? Как вы восприняли это стихотворение?
   5. Подготовьте анализ стихотворения “Сонет к форме”. Какие эстетические принципы “старших символистов” нашли отражение в этом стихотворении?
   6. Можно ли говорить о некой определенной концепции любви в лирике Брюсова? Сопоставьте стихотворения “Предчувствие”, “Это было безумие грезы…”, “Я люблю…”, “Да, можно любить, ненавидя…”.
   7. Как решается в лирике Брюсова тема поэта и поэзии?
   8. В чем вы видите противоречивость позиции лирического героя стихотворения “Грядущие гунны”?
   9. Каким предстает в лирике Брюсова образ города? Проиллюстрируйте свой ответ фрагментами из стихотворений “Я люблю большие дома…”, “Словно нездешние тени…”, “Париж”, “Конь блед”, “Городу. Дифирамб” и др.
   10. Какие стихотворения Брюсова представляют, на ваш взгляд, наибольший интерес с точки зрения формы?