1. Какие факты биографии Булгакова нашли непосредственное отражение в его творчестве? Какова роль автобиографического начала в творчестве писателя?
   2. Как складывались отношения Булгакова с властью? В каких произведениях писателя показана история взаимоотношений художника и правителя-тирана?
   3. Какие традиции русской классической литературы развивает в своем творчестве Булгаков?
   4. Охарактеризуйте деятельность Булгакова как сценариста. Какие темы и образы русской литературы особенно привлекают его внимание?
   5. В чем своеобразие драматургии Булгакова? Каково соотношение эпического и драматического в творчестве писателя?
   6. В современном литературоведении реализм Булгакова называют “странным”, “магическим”, “гротескным”. Какой видится вам булгаковская концепция мира и человека? Как сочетаются в художественном мире писателя традиции реализма и романтизма с исканиями писателей XX века?
   7. Как соотносятся в творчестве Булгакова реальное и фантастическое? Покажите на конкретных примерах из произведений писателя особенности булгаковского хронотопа?
   8. Какова роль приема реминисценции в творчестве Булгакова?
   9. Подготовьте сообщение на тему “Булгаков-сатирик”. В чем своеобразие сатиры Булгакова?
   10. Напишите рецензию на одну из театральных постановок по произведениям Булгакова.
“Белая гвардия”
   1. Какие реальные исторические события, лица и факты биографии Булгакова стали основой романа “Белая гвардия”?
   2. Какова роль эпиграфа в романе “Белая гвардия”? Какое развитие в романе нашел пушкинский мотив метели?
   3. Что сближает роман “Белая гвардия” с традицией романтизма? Какие фрагменты, образы, детали в романе напоминают вам о классической русской литературе XIX века?
   4. Какие библейские образы и мотивы нашли отражение в романе “Белая гвардия”?
   5. Попытайтесь доказать, используя текст романа, что центральным в “Белой гвардии” является образ дома. Как меняется этот образ к финалу романа?
   6. Какова роль автора-повествователя в тексте романа? Что показалось вам необычным в авторских комментариях?
   7. Какую роль в “Белой гвардии” играют сны героев? Как вы объясните значение снов Алексея Турбина, Елены, Василисы, часового и Петьки Щеглова в финале романа?
   8. Как вы прокомментируете картину звездного неба, нарисованную в начале романа: “…две звезды: звезда пастушеская ? вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс”? Какое развитие в романе получают эти образы?
   9. В чем смысл финала романа “Белая гвардия”? Какова связь финала с первыми страницами романа? Какую роль играют в “Белой гвардии” авторские лирические раздумья, вопросы?
“Мастер и Маргарита”
   1. Познакомьтесь с историей создания и публикации романа “Мастер и Маргарита”. Можно ли назвать итоговую книгу писателя автобиографической?
   2. В чем своеобразие композиции романа “Мастер и Маргарита”? Какие основные сюжетные линии можно выделить в романе?
   3. Как связаны в романе картины жизни современной Москвы и главы романа о Понтии Пилате?
   4. Сопоставьте характер повествования в главах, посвященных Москве, и в романе Мастера. Как описаны в романе Москва и Ершалаим?
   5. На какие литературные традиции прежде всего ориентируется Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”?
   6. Какую роль в романе играет эпиграф из “Фауста” И. В. Гете? Можно ли считать эпиграф ключом к роману? Или это только повод для наших раздумий?
   7. Как решается в романе проблема нравственного выбора? С какой целью в романе упоминается имя немецкого философа И. Канта, считавшего решающим доказательством бытия Бога существование в сознании человека морального закона, “доброй воли”, “категорического императива”? Прокомментируйте слова Воланда из первой главы: “Имейте в виду, что Иисус существовал… И доказательств никаких не требуется”.
   8. Подготовьте характеристику одного из персонажей романа. О чем говорит вам его имя? Какова судьба этого персонажа?
   9. Подготовьте анализ сцены бала у Сатаны. Какую роль играет эта сцена в романе?
   10. Сопоставьте судьбы Мастера и героя его романа ? Понтия Пилата. Почему последняя глава романа названа “Прощение и вечный приют”?
   11. Какое место в системе образов романа отводится Маргарите? Какие фольклорные и литературные аналогии возникают при чтении страниц романа, посвященных этой героине?
   12. Как вы объясните значение эпилога в романе?
   13. В чем секрет необыкновенной популярности романа “Мастер и Маргарита”?