1. В какой общественной атмосфере и литературной среде формировались творческие принципы Бунина?
   2. Какие темы и образы русской литературы XIX в. нашли развитие в бунинском творчестве?
   3. Одной из характерных черт поэтики ранней бунинской прозы называют “открытый” лиризм. В каких произведениях писателя эта черта проявилась с наибольшей очевидностью? Как меняется характер повествования в поздней прозе Бунина?
   4. В чем своеобразие концепции жизни у Бунина? Как сочетаются в бунинском творчестве картины современной жизни, размышления о прошлом и будущем человечества?
   5. Как развивается в прозе Бунина тема России? Сопоставьте финальные фрагменты из повести “Деревня”, книги “Окаянные дни” и рассказа “Косцы”. Насколько обоснованны суждения критиков об историческом пессимизме писателя и его неверии в русский народ?
   6. На полях чернового наброска рассказа “Старуха” (1916) Бунин написал: “Да будет трижды проклят тот страшный мир, в котором я живу! И да не вырастет даже терний на наших могилах!” Почему в окончательных вариантах своих произведений писатель старался избегать таких резких оценок? Как это характеризует творческую манеру Бунина?
   7. Как соотносятся в прозе Бунина мир людей и мир природы? Какие приемы изображения природы особенно характерны для Бунина? Приведите примеры.
“Господин из Сан-Франциско”
   1. Каким предстает реальный мир в рассказе “Господин из Сан-Франциско”? Какую роль в создании картины жизни играет прием контраста?
   2. Как организованы в рассказе художественное пространство и время?
   3. Что мы узнаем о главном герое рассказа? Почему Бунин лишает своего героя имени и биографии? Как характеризуют господина из Сан-Франциско его планы?
   4. Какова роль символики в рассказе “Господин из Сан-Франциско”? Как в произведении соединились традиции русского реализма и поэтика русского символизма?
   5. Какие детали в описании “Атлантиды” и образа жизни ее пассажиров, на ваш взгляд, особенно важны для прояснения авторской позиции?
   6. Как создается Буниным особая атмосфера тревоги? Какая лексика используется писателем? Какую роль играют в рассказе описания океана?
   7. Как описываются в рассказе последние часы господина из Сан-Франциско и его смерть? Прокомментируйте две последние реплики героя: “Это ужасно…” и “Отлично”.
   8. Что особенно поразило вас в описании реакции окружающих на смерть господина из Сан-Франциско? В каких строках, на ваш взгляд, выражена прямая авторская оценка произошедшего?
   9. С какой целью в рассказе упоминается о кровавом диктаторе Тиберии, а затем подробно описываются лодочник Лоренцо, два абруццских горца, “чудесное утро” и “Матерь Божия, краткая и милостивая, с очами, поднятыми к небу, к вечным и блаженным обителям трижды благословенного Сына ее”?
   10. В ранней редакции рассказу “Господин из Сан-Франциско” был предпослан эпиграф из Апокалипсиса: “Горе тебе, Вавилон, город крепкий!” Как вы можете объяснить отказ писателя от эпиграфа и от первоначального названия рассказа (“Смерть на Капри”)?
   11. Какую роль в финале рассказа играют описания Дьявола, “следившего со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем”, и “бешеной вьюги”?
   12. С какой целью в финале Бунин вновь возвращает читателя к образу “тонкой и гибкой пары нанятых влюбленных”? Прокомментируйте последнюю фразу рассказа. Как вы объясните слово “никто” в этой фразе?
“Легкое дыхание”
   1. Как вы охарактеризуете свое впечатление от первых строк рассказа, ваши ожидания? Насколько оправдались эти ожидания?
   2. Какие черты облика главной героини рассказа Оли Мещерской подчеркнуты автором? Можно ли считать этот образ чистым воплощением женственности?
   3. Как описывается в рассказе реальный мир? Какие художественные детали в тексте показались вам особенно значимыми?
   4. Какую роль в прояснении авторского замысла играет композиция рассказа “Легкое дыхание”? В чем ее своеобразие?
   5. Подготовьте анализ странички из дневника Оли Мещерской? Как дополняет эта самохарактеристика героини ее портрет? Зачем в дневнике упоминается о Фаусте и Маргарите? Прокомментируйте последние строки из дневника: “Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..”.
   6. Как вы объясните смысл финала рассказа? С какой целью автор вновь пишет здесь о “холодном весеннем ветре”?
   7. Известный психолог Л. С. Выготский писал о рассказе “Легкое дыхание”: “...автор для того чертил в своем рассказе сложную кривую, чтобы уничтожить его житейскую муть, чтобы превратить ее в прозрачность, чтобы отрешить ее от действительности, чтобы претворить воду в вино, как это делает всегда художественное произведение”. Как вы прокомментируете это высказывание ученого?
Творчество в эмиграции
   1. В чем своеобразие жанра “Окаянных дней” Бунина? Как сочетаются в книге лирика и публицистика?
   2. Как можно оценить авторскую позицию в этом произведении? Как воспринимает Бунин события русской революции и гражданской войны?
   3. Какое развитие в “Окаянных днях” находит бунинская тема судьбы молодости и красоты?
   4. Каким предстает прошлое в рассказе “Косцы”? С какой целью используются писателем образы устного народного творчества? Какие песни поют в этом произведении?
   5. О цикле рассказов “Темные аллеи” Бунин писал: “Все рассказы этой книги только о любви, о ее “темных” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”. Какой представляется вам бунинская философия любви?
   6. Почему Бунин, нарушая традицию русской классической литературы XIX века, включает в свои произведения “откровенные” эпизоды?
   7. Одной из основных в сборнике “Темные аллеи” называют тему Восток ? Запад. Как решается эта тема в рассказе “Чистый понедельник”?
   8. В чем жанровое своеобразие рассказа “Часовня”? Какую роль в этом рассказе играет особая организация поэтического синтаксиса?
“Митина любовь”
   1. В чем своеобразие конфликта в повести “Митина любовь”? Как в главе I, уже в первых строках повести, готовится трагическая развязка?
   2. Как описывается в повести Катя? Что подчеркнуто в ее портрете? Почему неоднократно упоминается о двойственности натуры Кати, сочетании в ее облике чистоты и порочности?
   3. Прокомментируете сцену публичного экзамена в частной театральной школе. Как проявляется в этой сцене авторская позиция? Какая трактовка известного стихотворения А. А. Блока “Девушка пела в церковном хоре…” представлена в этом фрагменте? Кому принадлежит эта трактовка, Мите или автору?
   4. Какова роль эпизода с Протасовым в повести? С какой целью в главе V упоминаются Вертер (герой романа И. В. Гете), философ Ф. Ницше, звучат фрагменты из пародии Козьмы Пруткова о юнкере Шмите и из песни о черном невольнике “Азра”?
   5. Каким представляется вам главный герой повести Митя? Как он описывается автором? С какой целью в повести приведены воспоминания Мити о его детстве, о смерти отца?
   6. Какие картины природы особенно запомнились вам в повести “Митина любовь”? Как эти картины связаны с описанием любовных переживаний героя?
   7. В главе X повести “Митина любовь” Бунин подробно описывает “Митину душу потрясший вой” Дьявола. Сравните это описание с фрагментом из рассказа “Господин из Сан-Франциско”, в котором также возникает образ Дьявола, “следившего со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем”. Как вы прокомментируете эти фрагменты?
   8. С какой целью автор повести постоянно возвращается к описанию библиотеки и говорит о книгах и журналах, которые читает Митя? Сопоставьте высказывания о чтении и книгах, принадлежащие старосте, и фрагмент из бунинского рассказа “Книги” (1924): “Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака ? все жило своей собственной, настоящей жизнью. И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, ? главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чем никогда не пишут как следует в книгах”.
   9. Как проявляется авторская позиция в последних главах повести? Прокомментируйте последние слова Аленки, фрагмент из письма Кати и сон Мити.
   10. В своей статье о Бунине А. Т. Твардовский пишет о “высокой музыкальной организации” прозы писателя. В чем своеобразие ритмической организации повести “Митина любовь”? Какие ритмы и настроения преобладают в этой повести?