1. Какие эпизоды биографии Есенина представляются вам наиболее драматичными, многое определившими в его жизни и творчестве? Как складывались отношения поэта с эпохой и современниками?
   2. Подготовьте сообщения о родных и близких Есенину людях, используя документальную и мемуарную литературу. Как соотносятся судьба поэта, судьбы близких ему людей и трагедия страны?
   3. Какую роль в формировании Есенина-поэта сыграли уклад деревенской жизни, природа рязанского края?
   4. В чем уникальность, самобытность художественного мира Есенина? Каковы его наиболее характерные приметы?
   5. Какие традиции русского народного творчества нашли отражение в творчестве Есенина?
   6. Познакомьтесь со статьей Есенина “Ключи Марии” (1918). Какие фрагменты статьи и образы представляются вам особенно важными для прояснения эстетической программы поэта?
   7. В “Автобиографии” (1924) Есенин так формулирует свои принципы творчества: “Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить.
Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной стороны ? мной, а с другой Шершеневичем, хоть и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало никому еще права претендовать на талант. Сейчас я отрицаю всякие школы… Только свободный художник может принести свободное слово”. Прокомментируйте данное высказывание поэта. Как складывались отношения Есенина с имажинизмом и имажинистами?
   8. Какое особое значение в творчестве Есенина приобретают библейские образы и мотивы? Приведите примеры из ранней и поздней лирики.
   9. В автобиографической заметке “О себе” (1925) Есенин пишет: “В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину”. Какие пушкинские традиции нашли развитие в творчестве Есенина? Приведите примеры использования пушкинских образов и мотивов в поздних произведениях поэта.
Лирика
   1. Какое место в раннем творчестве Есенина занимает русская деревня (“В хате”, “Гой ты, Русь, моя родная…”, “Запели тесаные дроги…” и др.)? Как меняется образ деревни в послереволюционных произведениях поэта (“Я последний поэт деревни…”, “Мир таинственный, мир мой древний…”, “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, “Русь советская”, “Русь уходящая” и др.)?
   2. Можно ли говорить о решительном неприятии есенинским лирическим героем городской жизни и города? В каких стихотворениях нашло отражение противопоставление города и деревни?
   3. Какой видится есенинскому герою природа? Какое место в стихотворениях Есенина о природе отводится человеку?
   4. Как вы объясните неожиданные есенинские сравнения? Как своеобразно использует Есенин прием олицетворения в стихотворениях “Там, где капустные грядки...”, “Тучи с ожерёба...”?
   5. Какова роль цвета в поэзии Есенина? Покажите на примере стихотворений “Запели тесаные дроги...”, “Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...” и др.
   6. Какой предстает любовь в ранних стихотворениях Есенина? Меняется ли восприятие любви есенинским героем в поздний период творчества?
   7. Как проявляются в есенинской любовной лирике сложность характера и психологического состояния лирического героя? Сопоставьте отдельные стихотворения двух известных поэтических циклов ? “Москва кабацкая” и “Персидские мотивы”.
   8. Подготовьте интерпретацию стихотворения “Мир таинственный, мир мой древний…”. Какие сквозные образы и мотивы есенинской поэзии нашли отражение в этом стихотворении? Как вы прокомментируете финал стихотворения?
   9. На конкретных примерах попытайтесь подтвердить или опровергнуть распространенное мнение о преимущественно трагическом мироощущении есенинского лирического героя.
   10. Каково соотношение светлого, здорового, жизнеутверждающего и темного, болезненного, мрачного в лирике Есенина? Как меняется это соотношение в поздней лирике поэта?
“Анна Снегина”
   1. Как изображаются в поэме “Анна Снегина” предреволюционная и послереволюционная Россия? Какие реальные исторические лица и с какой целью упоминаются в поэме?
   2. Прокомментируйте фрагмент диалога лирического героя поэмы “Анна Снегина” с крестьянами:
“Скажи,
Кто такое Ленин?”
Я тихо ответил:
“Он ? вы”.
   3. Как проявляется в поэме “Анна Снегина” позиция автора? Как решается в поэме проблема “автор и его герой”?
   4. В чем смысл названия поэмы? Почему Есенин избирает для главной героини имя Анна и фамилию Снегина?
   5. Каково соотношение лирического и эпического начал в поэме “Анна Снегина”?
   6. В чем своеобразие композиции поэмы “Анна Снегина”? Какую роль в ней играют диалоги? Как вы прокомментируете финал поэмы?