1. Составьте хронологию жизни и творчества Горького. Какие факты биографии писателя нашли отражение в его творчестве?
   2. Познакомьтесь с фрагментами из воспоминаний о Горьком его современников И. А. Бунина, Ф. И. Шаляпина, В. Ф. Ходасевича, А. М. Ремизова, Е. И. Замятина, З. Н. Гиппиус и др. Какой представляется вам личность писателя?
   3. Какое участие принимал Горький в революционном движении конца XIX ? начала XX в.? Как складывались отношения писателя с В. И. Лениным, И. В. Сталиным, А. В. Луначарским, другими известными советскими партийными деятелями?
   4. Какие традиции русского реализма развивает в своем творчестве Горький? Какие новые темы и образы открывает писатель русскому читателю?
   5. Что сближает художественные искания Горького и представителей русского модернизма? В чем Горький-художник принципиально расходился с модернистами? Что он особенно решительно не принимал в их произведениях?
   6. Какая концепция жизни нашла отражение в произведениях писателя? Что менялось в художественной картине мира, представленной в творчестве Горького? Что оставалось неизменным?
   7. Как решается в творчестве Горького (на разных его этапах) проблема героя?
   8. В чем своеобразие драматургии Горького? Какие темы и образы привлекают внимание Горького-драматурга?
   9. Как соотносятся художественное творчество Горького, его общественная деятельность и публицистика?
   10. Подготовьте сообщение, реферат или эссе на тему “Горький и русская литература” (или “Горький и советская литература”).
Ранние рассказы
   1. Что привлекает в героях ранних произведениях Горького? Что в этих героях вызывает неприятие?
   2. Какие черты романтизма и реализма вы можете отметить в ранней прозе Горького?
   3. Как проявляется в рассказе “Челкаш” авторская позиция? Что можно сказать об образе повествователя в ранней прозе Горького?
   4. Приведите примеры использования приема контраста в рассказах “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, в “Песне о Соколе”.
   5. В чем своеобразие композиции рассказа “Старуха Изергиль”? Какова основная идея каждой части рассказа?
   6. Какую роль в рассказе “Старуха Изергиль” играют портрет и пейзаж? Как в описании портрета Изергиль проявляется авторская позиция?
   7. Как соотносятся в рассказе “Старуха Изергиль” прошлое и настоящее, реальное и фантастическое (сказочное)?
   8. Как вы определите своеобразие жанра “Песни о Соколе” и “Песни о Буревестнике”?
   9. Какую роль в горьковских “Песнях” играют описания природы? В чем своеобразие ритмической организации и поэтического синтаксиса “Песни о Буревестнике”?
“На дне”
   1. Определите основное содержание и отметьте стадии развития конфликта в пьесе “На дне”.
   2. Какое место в пьесе “На дне” отведено любовной интриге?
   3. Каково соотношение конкретно-бытового и социально-философского планов в пьесе “На дне”? Насколько обоснованно, на ваш взгляд, стремление современных исследователей рассматривать горьковскую пьесу как “философскую драму”?
   4. Каковы основные средства создания образа Луки? Какую роль в пьесе играет притча о праведной земле, рассказанная Лукой?
   5. Какую позицию в споре о человеке занимают основные персонажи пьесы “На дне” (Лука, Сатин, Бубнов, Барон, Актер, Клещ, Пепел)?
   6. Как проявляется в пьесе авторская позиция? Сопоставьте авторские ремарки, открывающие четыре акта пьесы.
   7. Какие песни поют и какие стихи читают персонажи пьесы “На дне”? Определите значение цитируемых в пьесе строк из стихотворения французского поэта Ж.-П. Беранже “Безумцы”:
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, ?
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
   8. В чем смысл финала пьесы “На дне”? Как вы прокомментируете последнюю фразу Сатина и ремарку “негромко”?
“Мать”
   1. Как изображается в романе “Мать” жизнь рабочих? Чем можно объяснить изменения в характере повествования, описаний к финалу романа? Какие эпизоды романа свидетельствуют о влиянии на него романтизма?
   2. Что сближает Павла Власова с героями ранних романтических произведений Горького? В чем принципиальное отличие? Приведите примеры.
   3. Какую роль в романе “Мать” играют массовые сцены? Подготовьте анализ одной из таких сцен.
   4. В чем смысл названия романа “Мать”? Какова эволюция образа Ниловны? Как вы прокомментируете финал романа?
   5. Роман Горького “Мать” в советском литературоведении называли первым (и образцовым) произведением социалистического реализма. Как сочетаются в романе традиции русского реализма и принципы литературы социалистического реализма?
   6. В “Лекциях по русской литературе” В. В. Набокова роман Горького “Мать” называется “вещью явно второго сорта”. Насколько обоснованно это суждение?
Послеоктябрьское творчество
   1. Познакомьтесь со статьями из цикла “Несвоевременные мысли”. Как решается в этих статьях проблема героя? Почему Горький называет свои раздумья “несвоевременными”? Можно ли говорить о решительном пересмотре писателем своей концепции человека?
   2. Как вы думаете, почему Горький, официально признанный при жизни “великим пролетарским писателем”, избранный Председателем Союза советских писателей, в последние годы не создает ни одного значительного художественного произведения о жизни пролетариата или о советской действительности?
   3. Какое место в позднем творчестве Горького занимает публицистика? В чем своеобразие очерков Горького?
   4. Почему свое итоговое произведение, четырехтомный роман-эпопею “Жизнь Клима Самгина”, охватывающий события сорока лет русской истории, предшествовавших Октябрьской революции 1917 года, Горький называет повестью? Как решается проблема героя в этом произведении?