1. Поэт В. Ф. Ходасевич в своих воспоминаниях поставил Гумилева рядом с Блоком, утверждая при этом, что трудно было представить двух более разных людей, чем эти два поэта, почти одновременно ушедшие из жизни: “Для Блока его поэзия была первейшим, реальным духовным подвигом, неотделимым от жизни. Для Гумилева она была формой литературной деятельности. Блок был поэтом всегда, в каждую минуту своей жизни. Гумилев ? только тогда, когда он писал стихи. Все это (и многое другое) завершалось тем, что они терпеть не могли друг друга ? и этого не скрывали. Однако в памяти моей они часто являются вместе”. Что сближает двух поэтов? Как вы могли бы объяснить их взаимную антипатию?
   2. Какие факты биографии Гумилева оказали, на ваш взгляд, наибольшее влияние на его поэзию?
   3. Каковы основные черты художественного мира Гумилева? Покажите на конкретных примерах, насколько последовательно был реализован принцип бесстрастности в изображении, сформулированный в стихотворении французского поэта Т. Готье “Искусство” (перевод Н. Гумилева), в творчестве Гумилева:
Созданье тем прекрасней,
Чем взятый материал
Бесстрастней ?
Стих, мрамор иль металл.
   4. Познакомьтесь со статьей Гумилева “Наследие символизма и акмеизм” (1913). В чем смысл полемики Гумилева с символизмом?
   5. Чем объясняется интерес поэтов, представляющих акмеизм, к западноевропейской культуре, прежде всего к искусству Средневековья и Возрождения? Какие иностранные и русские поэты оказали наибольшее воздействие на творчество Гумилева?
   6. Охарактеризуйте деятельность Гумилева как одного из вождей акмеизма. Какие журналы и альманахи издавались при его непосредственном участии?
   7. Сопоставьте поэзию Гумилева с поэзией О. Э. Мандельштама, автора одного из манифестов акмеизма ? “Утро акмеизма” (1913).
Лирика
   1. Каким хочет видеть мир лирический герой ранней поэзии Гумилева? Чем можно объяснить интерес поэта к экзотике, африканской теме?
   2. Чем необычна образная система стихотворения “Сонет” (“Как конквистадор в панцире железном...”)? Какие черты поэзии романтизма нашли отражение в этом стихотворении? Сопоставьте его со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Пленный рыцарь”.
   3. Исследователь В. М. Жирмунский писал о Гумилеве: “Его стихи бедны эмоциональным и музыкальным содержанием; он редко говорит о переживаниях интимных и личных... Для выражения своего настроения он создает объективный мир зрительных образов, напряженных и ярких, он вводит в свои стихи повествовательный элемент и придает им характер полуэпический ? “балладную” форму”. Попытайтесь подтвердить или опровергнуть данное суждение, основываясь на примерах из ранней и поздней гумилевской поэзии.
   4. Подготовьте интерпретацию стихотворения Гумилева “Жираф”. Насколько оправдан, на ваш взгляд, выбор лексических средств в этом стихотворении? Как соотносятся здесь повествование и лирическое переживание?
   5. Покажите на конкретных примерах, в каком направлении шли поиски Гумилева в области формы стиха. Какие стихотворения поэта позволяют говорить об эстетизме Гумилева, о его связи с литературой декаданса? Намечен ли отход от подчеркнутого эстетизма и принципиального пренебрежения социальными проблемами в позднем творчестве поэта?
   6. Какое место в художественном мире Гумилева отводится России, русской жизни, русской природе? Почему поэту интереснее “чужое небо”?
   7. Как решается в творчестве Гумилева традиционная тема поэта и поэзии?
   8. Проведите наблюдение над особенностями поэтического языка в стихотворении “Волшебная скрипка”. Какую роль в стихотворении играют обращения, повторы, восклицания? В чем своеобразие лексической и синтаксической организации стихотворения?
   9. Можно ли считать стихотворение Гумилева “Поэту” только художественным воплощением эстетической программы акмеизма (адамизма)? Сопоставьте это стихотворение с одноименным стихотворением В. Я. Брюсова.
   10. Определите значение оппозиции “поэт ? раб” в стихотворении “Под рукой уверенной поэта…”. Какие пушкинские традиции в решении этой темы нашли развитие в лирике Гумилева?
   11. Как вы объясните смысл названия последней книги стихов Гумилева ? “Огненный столп”? Как меняется характер лирического героя в стихотворениях этой книги?
   12. Какие библейские образы и мотивы нашли отражение в поздней лирике Гумилева?
   13. Что показалось вам необычным в образной системе и языке стихотворения Гумилева “Заблудившийся трамвай”? Как организовано в стихотворении художественное пространство и время? Чем можно объяснить возвращение Гумилева в его поздних стихах к эстетике символизма?
   14. В поэзии Гумилева А. А. Блок видел “что-то холодное и иностранное”. Насколько справедлива, на ваш взгляд, такая оценка? Применима ли эта оценка к поздней лирике поэта?