board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь


А.И.Куприн


       1. Какие жизненные обстоятельства и впечатления нашли отражение в творчестве Куприна?

       2. Что можно сказать о личности писателя, его мировосприятии по его произведениям? Покажите на конкретных примерах.

       3. Как соотносятся в творчестве Куприна мир природной стихии и мир современной цивилизации? Что привлекает писателя в “естественном” человеке?

       4. Каково соотношение правды жизни и мечты, “последовательного реализма” и традиций романтизма в прозе Куприна?

       5. Критик начала XX века В. В. Воровский писал о Куприне: “От социальной борьбы его мысль рвется в лесную глушь, на морской простор. И превыше всей этой борьбы, раздирающей народы и классы, он готов поставить единое вечное ? женскую любовь”. Как решается в творчестве Куприна тема любви?

       6. Каким представляется вам купринский идеал подлинной любви? Приведите фрагменты из рассказов писателя (описания, реплики героев), в которых вы увидели проявление авторской позиции.

       7. Как сочетаются в творчестве Куприна социальные проблемы, “злоба дня” и вечные темы, гимн искусству, которое “все перетерпит и все победит”? Что, на ваш взгляд, преобладает?

       8. Каковы основные особенности психологизма купринской прозы? Покажите на конкретных примерах.

       9. В каких произведениях Куприна проявился интерес писателя к таинственному, непознанному? Сопоставьте эти произведения с “таинственными повестями” позднего И. С. Тургенева.


    “Олеся”

       1. Какие признаки романтической ситуации можно найти в повести “Олеся”?

       2. Что известно о герое рассказа, его характере и жизненной позиции, его занятиях литературой? С какой целью Иван Тимофеевич отправляется в Полесье?

       3. Как описана в повести Олеся? Меняется ли описание героини к финалу повести?

       4. В чем смысл противопоставления Олеси и Ивана Тимофеевича? Почему их любовь в повести с самого начала обречена?

       5. Какова роль сцены гадания (глава IV) в повести? Как характеризует Олеся Ивана Тимофеевича? Объясните финальный фрагмент этой сцены: “В ее неподвижно остановившихся глазах с расширившимися зрачками отразился какой-то темный ужас, какая-то невольная покорность таинственным силам и сверхъестественным знаниям, осенявшим ее душу”.

       6. Как соотносятся в повести вера и суеверие, христианство и язычество? Как вы прокомментируете финал главы XI?

       7. Как показана в повести жизнь полесских крестьян? Что более всего поразило в жителях села Переброд героя повести?

       8. Случайно ли, что кульминационный, наиболее драматический момент в повести (избиение Олеси пьяной толпой перебродских крестьян у церковной ограды) приходится на праздник Святой Троицы?

       9. Какую роль в повести играют описания весенней природы? Как эти описания связаны с историей зарождающегося и развивающегося чувства? Как меняется характер пейзажных зарисовок в последних главах повести?

       10. Как решается в повести проблема интеллигенции? С какой целью в главе XI помещено рассуждение Ивана Тимофеевича о “русской беллетристике последних десятилетий”? Прокомментируйте внутренний монолог героя в главе XII: “Все это уже происходило когда-то, много, много лет тому назад в моей жизни. Так же горячо палило солнце… Так же была залита шумящим, возбужденным народом огромная площадь… Так же обернулся я назад в припадке бешеного гнева… Но где это было? Когда? Когда?..”.

       11. Объясните последние слова Олеси: “Знаешь, о чем я жалею? ? зашептала она, прикасаясь губами к моей щеке. ? О том, что у меня нет от тебя ребеночка. Ах, как я была бы рада этому!” Почему купринские персонажи чаще всего лишены счастья материнства и отцовства?

       12. Каково соотношение в повести лирического, возвышенного, тонких психологических зарисовок и подробных, почти натуралистических описаний быта?

       13. Покажите на конкретных примерах роль художественной детали в повести “Олеся”.

       14. Какие приемы изображения психологического состояния героев использует Куприн в повести?

       15. Как вы объясните смысл финала повести?


    “Гранатовый браслет”

       1. Куприн писал: “Любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Какое развитие эта мысль писателя находит в рассказе?

       2. Известна реальная основа рассказа “Гранатовый браслет”, история безнадежной любви мелкого чиновника к жене члена Государственного совета Д. Н. Любимова. В раннем рассказе писателя “Первый встречный” главный герой, бедный чиновник, умирающий от чахотки, посылает перед смертью письмо аристократке, признаваясь ей любви. Чем можно объяснить возвращение Куприна к истории безответной любви, “любви издали”, романтического поклонения женщине в “Гранатовом браслете”?

       3. Справедливы ли, на ваш взгляд, утверждения критиков, увидевших в этом рассказе черты мелодрамы?

       4. Что нового внес Куприн в развитие традиционной для русской литературы темы маленького человека? Почему образ Желткова не может быть однозначно отнесен к типу маленького человека? В чем противоречивость “таинственного” облика Желткова?

       5. Какую роль в рассказе “Гранатовый браслет” играют описания природы?

       6. Обратите внимание на необычный эпиграф к рассказу “Гранатовый браслет”. Объясните значение этого эпиграфа в произведении. Какие особенности поэтики романтизма можно отметить в рассказе Куприна?

       7. Подготовьте характеристику образа Веры Николаевны Шеиной. Какие перемены произошли в героине рассказа к финалу?

       8. Какую роль в рассказе “Гранатовый браслет” играют предметно-бытовые детали? Какой неожиданный смысл приобретают некоторые из этих деталей (платок, записка, программа художественной выставки)? Как вы объясните смысл названия рассказа?

       9. С какой целью в “Гранатовом браслете” представлены объемная характеристика генерала Аносова и две рассказанные им истории?

       10. Прокомментируйте фрагмент из рассказа “Гранатовый браслет”: “Что касается Веры ? та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему-то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры, всегда приличных и послушных, с бледными мучнистыми лицами и с завитыми льняными кукольными волосами”.

       11. Проанализируйте сцену посещения Верой Николаевной комнаты покойного Желткова. Как вы объясните частое употребление слов “труп”, “мертвец”, “мертвец со смешной фамилией” в этой и последующих сценах рассказа? Насколько уместным показалось вам упоминание о “масках великих страдальцев ? Пушкина и Наполеона”?

       12. Как вы прокомментируете финал рассказа, в особенности размышления Веры Николаевны о том, “почему этот человек заставил ее слушать именно это бетховенское произведение и еще против ее желания”?

       13. Какие символические образы в рассказе связаны с его центральной темой?

       14. Как соотносятся в финале рассказа “Гранатовый браслет” музыка и молитва? В чем необычность использования в рассказе рефрена?

Hosted by uCoz