1. Составьте хронологию жизни и творчества Маяковского. Отметьте наиболее важные события, значимые для поэта встречи и основные произведения. Подберите строки из произведений поэта, которые, на ваш взгляд, могли бы проиллюстрировать отдельные этапы в творческой биографии Маяковского.
   2. Свою автобиографическую книгу “Я сам” (1922, 1928) Маяковский начинает так: “Я ? поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном ? только если это отстоялось словом”. В предсмертном письме поэта есть такие строки: “В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил”. Какими видятся вам личность поэта, его гражданская позиция и эстетическая программа, творческая судьба?
   3. Познакомьтесь с воспоминаниями о Маяковском его современников Ю. П. Анненкова, А. Белого, И. В. Грузинова, В. В. Каменского, П. И. Лавута, А. Б. Мариенгофа, В. Г. Шершеневича и др. Чей словесный портрет поэта показался вам наиболее ярким, точным, убедительным?
   4. Что привлекло Маяковского в футуризме, поэтических декларациях В. Хлебникова, которого он считал одним из своих “поэтических учителей”?
   5. В чем видит Маяковский основное назначение поэзии? Меняется ли эстетическая программа поэта в советский период творчества? Покажите на конкретных примерах.
   6. Какие жанры представлены в творчестве Маяковского? Какие жанры весьма своеобразно трактуются поэтом?
   7. В чем своеобразие лирического героя поэзии Маяковского? Почему поэт очень часто открыто заявляет о том, что лирическое “Я” в его произведениях ? это сам Владимир Маяковский?
   8. Какие открытия в области русского стиха принадлежат Маяковскому?
   9. Какое место в творчестве Маяковского отводится сатире? В чем своеобразие сатирических произведений, созданных поэтом в дооктябрьский и советский периоды творчества?
   10. Что в творческом наследии Маяковского представляется вам особенно интересным? Что вы решительно не принимаете?
Ранняя лирика
   1. Как сочетаются в ранней поэзии Маяковского экстравагантность, бравада, эпатаж с ощущением одиночества, нотами отчаяния и трагической безысходности?
   2. В каких стихотворениях раннего Маяковского особенно ярко, на ваш взгляд, проявилась противоречивость натуры лирического героя?
   3. Что показалось вам необычным, неожиданным в образной системе стихотворения “Нате!”? Как вы объясните такую самооценку лирического героя: “я ? бесценных слов мот и транжир”? Как соотносятся в стихотворении образы “бабочки поэтиного сердца” и “грубого гунна”?
   4. Каким предстает в ранней лирике Маяковского город? В чем проявилась неоднозначность трактовки поэтом образа города в стихотворениях “Из улицы в улицу”, “Адище города”, “А все-таки”, “Надоело” и др.?
   5. Подготовьте интерпретацию одного из ранних стихотворений Маяковского ? “Послушайте!” или “Скрипка и немножко нервно”. Какую роль в этих стихотворениях играют ритм, интонация, рифма?
“Облако в штанах”
   1. Как решаются в поэме “вечные темы” русской поэзии? Каково в ней значение слова “nihil” (лат. “ничто”)?
   2. В чем своеобразие композиции поэмы “Облако в штанах”? Какова основная мысль каждой из частей поэмы? Как она воплощена в тексте?
   3. Какую роль в поэме “Облако в штанах” играют метафоры? Какая метафора показалось вам особенно яркой, оригинальной, запоминающейся?
   4. По словам Маяковского, “ритм ? основная сила, основная энергия стиха”. Каковы ритмико-интонационные особенности поэмы “Облако в штанах”?
Послеоктябрьское творчество
   1. Как вы объясните выбор особой лексики и необычный поэтический синтаксис в стихотворениях “Ода революции”, “Левый марш”?
   2. Обращение называют излюбленным приемом в поэзии Маяковского. Какую роль играют обращения в стихотворениях “Левый марш”, “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”, “Юбилейное”, “Товарищу Нетте ? пароходу и человеку”, “Разговор с товарищем Лениным” и др.?
   3. Как относится лирический герой позднего Маяковского к современному ему искусству? Что он решительно не принимает, в частности, в поэзии Есенина?
   4. Как оценивает лирический герой Маяковского свое место в советской действительности, место “поэта в рабочем строю”? Можно ли обвинить в неискренности автора “Разговора с товарищем Лениным” и “Стихов о советском паспорте”?
   5. Почему во многих стихотворениях Маяковского, созданных в советское время, лирическое “Я” ? это уже вовсе не обязательно сам Владимир Маяковский (“Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру”, “Стихи о советском паспорте”, “Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка”, “Даешь материальную базу!” и др.)?
   6. Какую роль в творчестве позднего Маяковского сыграло его сотрудничество с РОСТА (Российским телеграфным агентством)?
   7. Каково соотношение лирического и публицистического в цикле “Стихи об Америке”? Как воспринимает лирический герой цикла американскую действительность (стихотворения “Блек энд уайт”, “Бродвей”, “Вызов” и др.)?
   8. Каким представляется лирическому герою позднего Маяковского идеал настоящей любви (“Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”, “Письмо Татьяне Яковлевой” и др.)? Что вам близко и что не близко в любовной лирике поэта?
   9. Сопоставьте финальные жизнеутверждающие строки из поэмы Маяковского “Хорошо!” и более поздние фрагменты из вступления в поэму “Во весь голос”:
И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас ?
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне.
Можно ли говорить о трагическом разладе между верой в идеалы революции и осознанием жестокой реальности в позднем творчестве Маяковского?
   10. Почему доминирующее положение в творчестве позднего Маяковского занимает сатира? Кто становится объектом сатирического осмеяния в поэзии и драматургии Маяковского?
   11. Проанализируйте стихотворение “О дряни”. Обратите внимание на особенности его композиции, приемы сатирического изображения советского мещанства?
   12. Прочитайте пьесу Маяковского “Клоп”. Напишите рецензию на пьесу (или на ее театральную постановку).