1. В какой среде и под влиянием каких событий в жизни страны проходило формирование Платонова-мыслителя и Платонова-художника?
   2. Почему особое место в прозе Платонова занимают железнодорожники? В чем символический смысл платоновского образа железной дороги?
   3. “Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности”, ? писал Платонов. Как отразились в творчестве писателя его детские и юношеские впечатления? В чем своеобразие детских образов в прозе Платонова (“Цветок на земле”, “Никита”, “Возвращение” и др.)?
   4. Как менялось отношение Платонова к революции и ее последствиям? Что решительно не принимал писатель в современной ему советской действительности?
   5. В чем своеобразие платоновской концепции жизни? Как сочетаются в ней осмысление собственного жизненного опыта и трагических событий в России, идеи русского философа Н. Ф. Федорова и концепция развития цивилизации, предложенная самим писателем?
   6. В рукописи киносценария Платонова “Карагез” есть такие строки: “Как бы человек ни хотел применить свою жизнь, прежде всего ему необходимо обладание собственной жизнью; если же ею, его жизнью, владеют другие люди, то есть человек несвободен, то он бессилен не только применить свои силы с благородной целью, как личность, но и вообще не существует”. Как решается в прозе Платонова тема личной свободы?
   7. Каково соотношение трагического и комического в прозе Платонова?
   8. Какое место в творчестве Платонова занимает публицистика? Какую роль в художественной прозе писателя играют публицистические фрагменты?
   9. Напишите рецензию на один из рассказов Платонова (“Усомнившийся Макар”, “Фро”, “Третий сын”, “В прекрасном и яростном мире”, “Возвращение” или др.).
“Котлован”
   1. Познакомьтесь с историей создания и публикации повести “Котлован”. Почему эта повесть не публиковалась в советское время?
   2. Какие герои привлекают внимание Платонова? Чем они живут? Какие вопросы себе задают? Чем отличаются от окружающих их людей?
   3. Многие исследователи находят в творчестве Платонова отзвуки идей русского философа Н. Ф. Федорова, автора двухтомной “Философии общего дела”, выдвинувшего “идею жизни”, учение о преодолении человечеством смерти и “научном воскрешении” всех некогда существовавших людей. Как повлияла эта идея на художественную картину жизни, представленную в повести “Котлован”?
   4. Каким предстает мир в повести Платонова? Чем особенно поражает этот мир читателя?
   5. Современный исследователь С. Семенова пишет о художественном мире Платонова: “На этой земле все умирает: люди, животные, растения, дома, машины, краски, звуки. Все ветшает, стареет, тлеет, “сгорает” ? вся живая и неживая природа. На всем в его мире лежит печать “замученности смертью”. Насколько обоснованно данное суждение?
   6. Какую роль в повести “Котлован” играет мотив сиротства?
   7. Как изображается в повести природа? Обратите внимание на то, как Платонов описывает работу и отдых своих героев. Кто из героев повести чувствует природу, стремится постичь ее тайны?
   8. Прокомментируйте фрагменты из повести: “…Чиклин вонзил лопату в верхнюю мякоть земли, сосредоточив вниз равнодушно-задумчивое лицо… Вощев снова стал рыть одинаковую глину и видел, что глины и общей земли еще много остается ? еще долго надо иметь жизнь, чтобы превозмочь забвеньем и трудом этот залегший мир, спрятавший в своей темноте истину всего существования”.
   9. В чем символичность образа котлована? Как этот образ связан в повести с образом дома? “Дом человек построит, а сам расстроится. Кто тогда жить будет?” ? пишет Платонов. Что более всего волнует писателя?
   10. В чем смысл финала повести “Котлован”?
   11. Можно ли рассматривать повесть Платонова лишь как отражение реальных событий, советской действительности 20-х годов?
   12. Почему платоновский “Котлован” многие исследователи относят к жанру антиутопии?
   13. В чем необычность авторского повествования в “Котловане”? Какие приемы использует Платонов для изображения реального мира, воссоздания речи своих героев?
   14. Найдите в тексте повести “Котлован” примеры использования алогизма.
   15. С какой целью в повести Платонова широко используются элементы публицистики и канцеляризмы?