1. Познакомьтесь с биографией Хлебникова и воспоминаниями о нем современников. Чем можно объяснить распространенные суждения о Хлебникове как о “сумасшедшем”, “трудном для чтения поэте”, о его “тихой гениальности”?
   2. Как отражение в творчестве Хлебникова нашли его разносторонние научные интересы, занятия математикой, историей, философией, славянской филологией, восточными языками?
   3. Что сближало Хлебникова с футуристами? В чем непременный участник футуристических сборников, “будетлянин” Хлебников расходился с футуристами?
   4. Как Хлебников определяет цели словотворчества? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из статей поэта “Наша основа” (1919) и “О современной поэзии” (1919).
   5. Чем объясняется народно-поэтическая основа многих произведений Хлебникова? Какие фольклорные образы и мотивы своеобразно трактуются в творчестве поэта-философа?
   6. Уже современники Хлебникова отмечали близость философско-исторических взглядов поэта и его эстетической программы теории русского философа конца XIX века Н. Ф. Федорова, автора “Философии общего дела”, решительно осуждавшего западную цивилизацию и буржуазный индивидуализм, развивавшего мысль о необходимости преодоления смерти и, в частности, писавшего: “Нет такого действительно художественного произведения, которое бы не производило некоторого действия, некоего изменения в жизни; в великих же поэмах заключается и план такого изменения, или лучше сказать: художественное произведение есть проект новой жизни”. Чем были близки Хлебникову эти идеи? Какое художественное воплощение они нашли в творчестве поэта?
   7. Как соотносятся в творчестве Хлебникова далекое прошлое и современность, разные эпохи и цивилизации, Восток и Запад?
Лирика
   1. Предложите собственную интерпретацию стихотворения “Кузнечик”. Какие сложности возникли в процессе истолкования данного поэтического текста? Почему с самого начала необходимо увидеть в стихотворении прежде всего “слово как таковое”?
   2. Какие приемы используются в поэзии Хлебникова для раскрытия темы вечного единения природы и человека? Приведите примеры из стихотворений “Точит деревья и тихо течет…”, “Горные чары”, “Саян” и др.
   3. Какие философские проблемы по-новому, неожиданно поднимаются в художественных произведениях Хлебникова?
   4. Какую роль в поэзии Хлебникова играют мотивы времени и судьбы? Прокомментируйте соответствующие фрагменты из стихотворений “Гонимый ? кем, почем я знаю?..”, “Ночь, полная созвездий…”, “Помимо закона тяготения…”, “Если я обращу человечество в часы…” и др.?
   5. О какой России размышляет лирический герой раннего Хлебникова (“Россия забыла напитки…”, “Когда казак с высокой вышки…”, “Мы желаем звездам тыкать…” и др.)? Какова эволюция образа России в поздних произведениях поэта (“Я и Россия”, “Обед”, “Русь, ты вся поцелуй на морозе!..”, “Всем” и др.)?
   6. Как решается в стихотворениях Хлебникова “О свободе” и “Город будущего” тема будущего? Что необычного в образе города Солнцестана, своеобразной утопии Хлебникова?
   7. Какое стихотворение Хлебникова вы считаете наиболее совершенным его поэтическим творением? Что вам ближе, хлебниковские эксперименты в области поэтического языка (“заумный язык”, звукопись) или более близкие литературной традиции стихотворения “Мне мало надо!..”, “Сегодня снова я пойду…”, “Годы, люди и народы…” и др.?
“Ладомир”
   1. В чем своеобразие композиции поэмы “Ладомир”? Можно ли с достаточной определенностью говорить о структуре поэмы, ее основных сюжетных линиях, фабуле?
   2. Как вы сформулируете основную тему поэмы “Ладомир”? Какую роль в поэме играют мотивы движения (рефрен “вперед...”) и рока (судьбы)?
   3. Какое отражение в поэме нашли философско-исторические воззрения Хлебникова, его идея “государства времени”, в котором время и пространство обмениваются своими функциями, прошлое и настоящее пересекаются, совмещаются, а будущее становится “прозрачным” в силу “вечного возрождения”, цикличности времени и предначертанности исторических событий? Приведите примеры использования в поэме приема анахронизма.
   4. В чем смысл названия поэмы “Ладомир”? Какие другие неологизмы в поэме связаны с ее основной темой?
   5. Как решается в поэме “Ладомир” тема народного бунта, “мятежа”? Как вы прокомментируете финал поэмы Хлебникова? Сравните с финалом поэмы А. А. Блока “Двенадцать”.
   6. Как вы объясните реминисценцию из пушкинского “Медного всадника” в поэме Хлебникова? Как своеобразно трансформируется в поэме пушкинский образ?
   7. Какие другие знакомые образы и мотивы встретились вам в поэме “Ладомир”? С какой целью в поэме упоминаются Степан Разин, индейский вождь Гайавата, реформатор буддизма Дзонкава (Цзонкаба), украинский поэт Шевченко, математик Лобачевский, говорится об особняке Волконского на Остоженке? Какие образы поэмы вызвали недоумение, показались неясными, “заумными”?