board.JPG
chexov.JPG bunin.JPG gorkiy.JPG kyprin.JPG sholohov.JPG blok.JPG axmatova.JPG mayakovskiy.JPG esenin.JPG cvetaeva.JPG zoshenko.JPG visockiy.JPG solzhenicin.JPG

               
 Главная 
  
О проекте 
  
Болталка 
  
Помощь 
  
Карта сайта 
  
Вопросы учителю 
               


           Поиск
        по сайту

           Время





        Календарь


В.В.Хлебников


       1. Познакомьтесь с биографией Хлебникова и воспоминаниями о нем современников. Чем можно объяснить распространенные суждения о Хлебникове как о “сумасшедшем”, “трудном для чтения поэте”, о его “тихой гениальности”?

       2. Как отражение в творчестве Хлебникова нашли его разносторонние научные интересы, занятия математикой, историей, философией, славянской филологией, восточными языками?

       3. Что сближало Хлебникова с футуристами? В чем непременный участник футуристических сборников, “будетлянин” Хлебников расходился с футуристами?

       4. Как Хлебников определяет цели словотворчества? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из статей поэта “Наша основа” (1919) и “О современной поэзии” (1919).

       5. Чем объясняется народно-поэтическая основа многих произведений Хлебникова? Какие фольклорные образы и мотивы своеобразно трактуются в творчестве поэта-философа?

       6. Уже современники Хлебникова отмечали близость философско-исторических взглядов поэта и его эстетической программы теории русского философа конца XIX века Н. Ф. Федорова, автора “Философии общего дела”, решительно осуждавшего западную цивилизацию и буржуазный индивидуализм, развивавшего мысль о необходимости преодоления смерти и, в частности, писавшего: “Нет такого действительно художественного произведения, которое бы не производило некоторого действия, некоего изменения в жизни; в великих же поэмах заключается и план такого изменения, или лучше сказать: художественное произведение есть проект новой жизни”. Чем были близки Хлебникову эти идеи? Какое художественное воплощение они нашли в творчестве поэта?

       7. Как соотносятся в творчестве Хлебникова далекое прошлое и современность, разные эпохи и цивилизации, Восток и Запад?


    Лирика

       1. Предложите собственную интерпретацию стихотворения “Кузнечик”. Какие сложности возникли в процессе истолкования данного поэтического текста? Почему с самого начала необходимо увидеть в стихотворении прежде всего “слово как таковое”?

       2. Какие приемы используются в поэзии Хлебникова для раскрытия темы вечного единения природы и человека? Приведите примеры из стихотворений “Точит деревья и тихо течет…”, “Горные чары”, “Саян” и др.

       3. Какие философские проблемы по-новому, неожиданно поднимаются в художественных произведениях Хлебникова?

       4. Какую роль в поэзии Хлебникова играют мотивы времени и судьбы? Прокомментируйте соответствующие фрагменты из стихотворений “Гонимый ? кем, почем я знаю?..”, “Ночь, полная созвездий…”, “Помимо закона тяготения…”, “Если я обращу человечество в часы…” и др.?

       5. О какой России размышляет лирический герой раннего Хлебникова (“Россия забыла напитки…”, “Когда казак с высокой вышки…”, “Мы желаем звездам тыкать…” и др.)? Какова эволюция образа России в поздних произведениях поэта (“Я и Россия”, “Обед”, “Русь, ты вся поцелуй на морозе!..”, “Всем” и др.)?

       6. Как решается в стихотворениях Хлебникова “О свободе” и “Город будущего” тема будущего? Что необычного в образе города Солнцестана, своеобразной утопии Хлебникова?

       7. Какое стихотворение Хлебникова вы считаете наиболее совершенным его поэтическим творением? Что вам ближе, хлебниковские эксперименты в области поэтического языка (“заумный язык”, звукопись) или более близкие литературной традиции стихотворения “Мне мало надо!..”, “Сегодня снова я пойду…”, “Годы, люди и народы…” и др.?


    “Ладомир”

       1. В чем своеобразие композиции поэмы “Ладомир”? Можно ли с достаточной определенностью говорить о структуре поэмы, ее основных сюжетных линиях, фабуле?

       2. Как вы сформулируете основную тему поэмы “Ладомир”? Какую роль в поэме играют мотивы движения (рефрен “вперед...”) и рока (судьбы)?

       3. Какое отражение в поэме нашли философско-исторические воззрения Хлебникова, его идея “государства времени”, в котором время и пространство обмениваются своими функциями, прошлое и настоящее пересекаются, совмещаются, а будущее становится “прозрачным” в силу “вечного возрождения”, цикличности времени и предначертанности исторических событий? Приведите примеры использования в поэме приема анахронизма.

       4. В чем смысл названия поэмы “Ладомир”? Какие другие неологизмы в поэме связаны с ее основной темой?

       5. Как решается в поэме “Ладомир” тема народного бунта, “мятежа”? Как вы прокомментируете финал поэмы Хлебникова? Сравните с финалом поэмы А. А. Блока “Двенадцать”.

       6. Как вы объясните реминисценцию из пушкинского “Медного всадника” в поэме Хлебникова? Как своеобразно трансформируется в поэме пушкинский образ?

       7. Какие другие знакомые образы и мотивы встретились вам в поэме “Ладомир”? С какой целью в поэме упоминаются Степан Разин, индейский вождь Гайавата, реформатор буддизма Дзонкава (Цзонкаба), украинский поэт Шевченко, математик Лобачевский, говорится об особняке Волконского на Остоженке? Какие образы поэмы вызвали недоумение, показались неясными, “заумными”?

Hosted by uCoz