|
|
   |
|
   |
|
   |
|
   |
|
   |
|
                |
|
|
[А] | [Б] | [В] | [Г] | [Д] | [Ж] | [З] | [И] | [К] | [Л] | [М] | [Н] | [О] | [П] | [Р] | [С] | [Т] | [У] | [Ф] | [Х] | [Ц] | [Э] |
     ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ — повторение сходных звуковых сочетаний в словах художественной речи (как правило, в стихе), которые используются для усиления художественной выразительности. В качестве 3. п. (важнейший из них — рифма) поэт выделяет слова, наиболее важные для него по смыслу. Например, в поэме Маяковского «Во весь голос» есть строфа:
     Первая строка выделена с помощью подбора слов со звуками «р» и «л»; это особенно очевидно, если учесть, что в черновике вместо «громады» было «гиганта». <     Повторение сходных звуков в двух или более словах сближает их, а строки с 3. п. выделяются на общем звуковом фоне стиха. Поэтому 3. п. имеют не только чисто звуковое, но и интонационное значение. Б. Г.
     ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — один из видов звукописи, когда используются слова, звучание которых как бы намекает на звуковые особенности изображаемых явлений. Например, в стихах Г. Р. Державина:
     При использовании 3. (а звукоподражательные слова есть и в разговорной речи, например «кукушка») звукопись как бы сопровождает каждое явление природы или предмет: звук рога — «р», эхо — «ха-ха» и т. п.      Но не следует преувеличивать значение 3. К тому же этот термин не очень удачен: ведь звуками речи нельзя непосредственно «подражать» многообразным звукам и шумам природы, не говоря уже о технике,— нельзя, например, звуками речи передать мощный гул, сопровождающий взлет космической ракеты.      Поэтому 3. в поэзии имеет ограниченное значение. Б. Г.
     ЗВУКОПИСЬ — подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста. Например, в строках Пушкина из «Медного всадника»:
     В двух последних строках наблюдаются виды звукописи: аллитерация (повтор одинаковых согласных звуков): «п» и «ш»; ассонанс (повторение одинаковых гласных звуков): «шипенье пенистых». Эти виды 3. могут взаимодействовать: «пен — пен» в третьей строке.      В отличие от музыки в стихах нет чистого звукового фона, он звукосмысловой. 3. и следует изучать на этом звукосмысловом фоне, где звуки воспроизводят содержание не сами по себе, а сливаются в смысловые единства (слова, словосочетания, предложения), объединенные Интонацией и звучанием слова. Например, в пушкинских строках ошибочно Истолкование звуков «ш» как якобы передающего шипение вина и «п» как будто воспроизводящего пламя. Художественный смысл 3. лишь в выделении определенных Строк, и его не следует преувеличивать.      Синонимом З является термин «инструментовка» (стиха), в последнее время употребляющийся реже. Б. Г.